Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста

Стр. 127

Контрольные вопросы

1. Какие причины вызывают афазию?

2. Чем афазия отличается от алалии, дизартрии, умственной отсталости?

3. Какие формы афазии чаще встречаются у детей? Чем моторная афазия отличается от сенсорной?

4. Где получают логопедическую помощь дети-афазики?

Контрольные задания

1. Перечислите основные направления коррекционной работы по восстановлению речи у детей с моторной афазией.

2. Перечислите основные направления коррекционной работы по восстановлению речи у детей с сенсорной афазией.

Литература

Беккер К.-П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.

Очерки по патологии речи и голоса/Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1963.

Правдина О. В. Логопедия. — М., 1973.

Расстройства речи у детей и подростков/Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1969.

Глава VII. Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста

При нормальном речевом развитии дети к 5 г. свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).

Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Аналогичное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Однако дети с первичным речевым недоразвитием обладают рядом черт, позволяющих отличать их от детей-олигофренов (умственно отсталых детей). Это в первую очередь относится к объему так называемого пассивного словаря, который значительно превышает активный. У умственно отсталых детей подобной разницы не наблюдается. Далее, в отличие от детей-олигофренов дети с общим недоразвитием речи для выражения своих мыслей пользуются дифференцированными жестами и выразительной мимикой. Для них характерна, с одной стороны, большая инициативность речевого поиска в процессе общения, а с другой — достаточная критичность к своей речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка у детей с ОНР.

Существует несколько различных видов ОНР.

Общая информация ОНР.

Согласно клинической составляющей, ОНР бывает:

Неосложненное – развивается у детей, которым поставлен диагноз с минимальной дисфункцией мозга, моторных дифференцировки, недостаточной регуляцией тонуса мышц, незрелостью в эмоционально-волевой сфере.

Осложненное – формируется у детей с психопатическими и неврологическими синдромами.

Недоразвитие грубой формы – развивается у детей, для которых характерно органическое поражение в области речевых отделов в головном мозге.

Общее недоразвитость в речевом аппарате может иметь различную степень проявления: от незначительных отклонений до полного отсутствия речи.

ОНР у детей имеет разную степень выраженности: от полной неспособности группировать слова в целые фразы до отдельных изъянов фонетико-фонематического и лексико-грамматического плана. 

 

Уровни ОНР

Принято различать несколько уровней общего недоразвития речи у детей.

Для первого уровня ОНР характерно полное отсутствие речи. Дети только пытаются воспроизводить какие-то звуки, при этом один и тот же звук может обозначать несколько предметов. Классическим примером общего недоразвития речи является героиня романа «12 стульев» Эллочка Людоедова, которая имела минимальный словарный запас, и одни и те же звуки в разных ситуациях обозначали различные предметы. Для первого уровня общего нарушения речи характерна активная мимика и жестикуляция. Это является отличительной чертой, позволяющей дифференцировать общее недоразвитие речи от умственной отсталости. Дети на данном уровне развития речи способны употреблять в своей речи односложные предложения. Интересно, что подобный период односложных предложений наблюдается и при обычном развитии речи, но продолжительность его не превышает полугода. Постепенно ребенок начинает употреблять в разговорной речи предложения, содержащие 4-5 слов, но при этом отсутствует синтаксическая сторона в этих словах, то есть ребенок не может правильно подобрать падеж, число, род.

1.4 Проявления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Если говорить о самих словах в предложении, то дети используют 2-х-3-х сложные слова. При этом если слово более длинное, то они его самостоятельно сокращают (пирамида – «амида», кроватка – «аватка»).

При переходе к следующему, второму уровню ОНР дети начинают использовать в своей речи хоть и искаженные, но часто встречающиеся слова. При этом начинает появляться незначительное представление о том, что в некоторых случаях слова в предложении необходимо изменять в соответствии с родом, полом, числом. Однако эти формы слов употребляются только в том случае, если окончание в словах ударное (стол – столЫ, рука – рукИ, и др.). Данный процесс формирования различных форм слова носят только начальный характер и могут ограничиваться только одной стороной словообразования (только число или только падеж). Если ребенка попросить построить рассказ по картинке, то он будет использовать только короткие предложения, но отличительной особенностью от предыдущего уровня является то, что они более грамматически правильные. Дети очень часто используют обобщающие слова для обозначения нескольких схожих по своей природе предметов (скорпион, муравей, стрекоза, муха – «жук»). Отставание словарного запаса выявляется при просьбе ребенка назвать составляющие части предмета (дерево – листья, ветки, ствол, корни). При глубоком исследовании у детей выявляется неспособность правильно подобрать формы числа («два пиамидка» — две пирамидки), очень часто в предложении предлог опускается, при этом существительное используется в именительной форме единственного числа («карандас летит аепка» — карандаш лежит в коробке).

Для третьего уровня ОНР характерно использование развернутой речи. Дети начинают использовать сложные предложения. Однако очень плохо идут на контакт с другими детьми или взрослыми, так как для правильного общения необходима мама, которая бы разъясняла собеседнику непонятные в произношении ребенка слова. При отсутствии такой поддержки со стороны родителей дети чаще всего замыкаются в себе. Для этого уровня очень характерна замена некоторых трудно произносимых для ребенка букв другими, так он заменяет мягким с такие буквы как с, ш, ц («сюба» — шуба, «сябля» — сабля). Дети могут свободно излагать свои мысли, строить предложения, рассказывать о себе, близких, событиях, которые с ними произошли. Дети способны хорошо маскировать недоразвитие речи на этом уровне путем исключения из разговора слов, которые трудны для их произношении, но если ребенка поставить в ситуацию, когда такой обманный маневр невозможен, выступают пробелы в речевом развитии ребенка. Дети производят замену части предмета, называя его целиком, вместо профессии называю действие, которое должен выполнять этот человек («дерево» — ветка, «дядя лечит» — врач). При третьем уровне общего недоразвития речи дети хорошо описывают то, что нарисовано на картинке, строят сложный повествовательный рассказ.

Причины ОНР

Основные факторы, которые приводят к формированию недоразвитости:

различные инфекции;
токсикоз матери на протяжении беременности;
различные заболевания ЦНС;
несовместимость матери и ребенка по группе крови или резус-фактору крови;
родовые травмы;
травмы головного мозга в течение первого года жизни;
асфиксия при рождении;
психическая депривация;
неблагоприятная социальная среда.
Довольно часто данный вид нарушений речевого аппарата возникает в результате влияния сразу нескольких факторов.

Симптомы и диагностика ОНР.

Для этого патологического состояния характерны следующие симптомы:

нарушения всех компонентов разговора: звуков, правильности произношения, грамматического построения;
интеллект слух остается в норме;
сенсорные и моторные алалии, дизартрии;
экспрессивное произношение;
дети говорят малопонятно;
наблюдаются нарушения в памяти, внимании, а также в познавательной деятельности и мыслительных операциях;
недостаточное развитие в координации движений.

Диагностика

При первых признаках расстройства ребенка нужно записать на прием к врачу-логопеду или педиатру. При ранней диагностике лечение проводится с минимальными затратами, а прогноз благоприятный. На первичной консультации врач ознакомиться с медицинской историей и составит анамнез. Также специалист оценит степень сформированности всех компонентов речи:

  • способность составлять рассказ;
  • пересказ;
  • правильность словоизменений и словообразования;
  • словарный запас.

Возможна консультация у отоларинголога с целью исследования слуховой способности при помощи следующих методов:

  • тональная и игровая аудиометрия;
  • речевая аудиометрия;
  • отоакустическая эмиссия.

Лечение и профилактика ОНР.

Для лечения детей с общим недоразвитием речи используют методики, направленные на развитие понимания речи, развитие подражательной деятельности в виде повторения ранее услышанных звуков, тренировку внимания и памяти.

Все занятия проводятся в виде игры, во время которой детей учат воспринимать и запоминать названия предметов. «А кто пришел к нам в гости? Это собака Шарик. А поднимите руку, у кого дома живет собака! А как делает собака? Гав-гав». Детям дают задания и желательно, чтобы эти задания состояли из 2-3 пунктов. «Собери карандаши в коробку! Поставь коробку на стол!» Очень часто в подобных играх используются кукольные персонажи, что больше привлекает внимание ребенка. Постепенно детей начинают обучать различать различные форма слов: «Принеси мне ключ, а себе возьми ключи!», «Покажи на картинке, где плывет, а где плывут!». Если занятия проводятся в группе, то необходимо обучать детей различать обращения к одному ребенку и к нескольким (сядь – сядьте, прыгай — прыгайте). Чаще всего на первых этапах обучения диалог носит односторонних характер, когда логопед задает вопрос и сам же на него отвечает.

Для устранения дефектов назначают:

  • занятия с логопедом;
  • логопедический массаж;
  • микротоковая рефлексотерапия;
  • терапия ноотропами.

Профилактика

Профилактическое меры предусматривают следующее:

  • стимулирование речи;
  • своевременное лечение родовых травм у детей;
  • периодические визиты к логопеду.

 

Пообщаться по диагнозу ОНР НА ФОРУМЕ

За советом к логопеду

Комментарии, отклики, вопросы
февраль 2006

Отвечает логопед-дефектолог Оксана Сергеевна

  • Диагноз ОНР?
  • Неврологические нарушения?
  • Спрашивает Алена
    Здравствуйте. Беременность протекала нормально. На втором триместре простудилась ОРЗ. Температура была не выше 37С и насморк. Родила в срок, 4 кг 500 г, 54 см. Воды были с запахом (врачи сразу спросили, переболела ли я простудными заболеваниями?). Развивался ребенок по возрасту. С первого месяца проблемы с животом колики, запоры (бессонные ночи до 3ех месяцев). Потом следом зубы в 4 мес. (еще хуже, чем с запорами, день и ночь плакала).

    Глава VIII Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста

    В 6 месяцев сидела. В 9 месяцев пошла (самостоятельно). Не ползала, сразу стала ходить. 11 мес. — дай, мама, папа, баба. Говорила небольшие слова. С 1 г 5 мес. ложный круп и до сих пор бывает 2 раза в год, а то и больше, нам сейчас 4,5 года. Ходим в садик с 3-х лет, но очень часто болеем. Чаще всего из-за горла (наследственно). К ним в садик приходил логопед. В итоге мне сказали, что у ребенка ОНР и нам надо срочно переходить в другой сад, где есть логопед (к этому саду привыкали больше года, каждый раз с истерикой заходила в группу). Вывод логопеда: из-за того, что она рассказывала сказку по картинке про репку. И «Дедка за репку», она говорит «Дедка а репку». Потом спросили, где стоит пирамидка? Ответила не » на столе», а «а толе». Может сказать вместо «понимаешь» — «инимаешь», «намочить» — «амочить», «до свидания» — «ивидание». Но если ее исправлять, то она говорит все эти слова правильно. Посоветуйте, надо ли ребенка переводить в другой сад? Боюсь, что также будем долго привыкать к новому месту. И что такое ОНР, и связано ли это только с речью?

    Ответ
    Алена, во-первых, обязательна консультация невролога для ребенка. Во-вторых, переводить ребенка в логопедический садик совсем не обязательно. Можно заниматься с логопедом частным образом. Но… Должен быть высокопрофессиональный специалист, с опытом работы не менее 5 лет. Занятия 2-3 раза в неделю и обязательные занятия дома по заданию логопеда. Если Вы, Алена, выберете этот вариант занятий, то Вам тоже придется очень много приложить усилий для устранения нарушения речи. Но есть свой плюс. Вы всегда будете в курсе успехов, неудач своего ребенка. Будете видеть, что получается, какие виды работ вызывают трудность. Сможете грамотно выполнять домашние задания. Если ребенок будет посещать д. сад, этой возможности Вы будете лишены. Но занятия с частным логопедом должны носить систематический характер, пропуски занятий нежелательны. Логопедическая работа должна вестись в следующих направлениях: постановка звуков, формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха и восприятия, развитие связной устной речи. Также обязательны упражнения по развитию мелкой моторики, внимания, памяти. Желательно, чтобы и к школе ребенка готовил логопед. При подготовке к школе детей с речевыми проблемами есть ряд своих особенностей, с которыми могут быть незнакомы учителя общеобразовательных школ. Таким образом, заниматься с логопедом предстоит не один год. Так же, как и посещать логопедический детский сад.

    Теперь о нарушении речи.

    Общее недоразвитие речи (ОНР)
    Это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой, смысловой стороне, при сохранном слухе и интеллекте. О причинах, приводящим к ОНР можно узнать из статьи «Причины речевых нарушений».
    Одним из ведущих признаков является более позднее возникновение речи: первые слова появляются около 3-4 лет, иногда и к 5 годам. Речь грамматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Наблюдается иногда недостаточная речевая активность. Однако эти дети достаточно критичны к своему дефекту.
    Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточность устойчивости внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность задания.
    Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления.
    Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов, пропускаю отдельные элементы. У них также отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. Существует 3 уровня речевого развития при общем недоразвитии речи. Каждый уровень имеет свои особенности.

    Алена, это в общих чертах о дефекте. Более подробно Вы можете почитать в литературе:
    1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.,1985. 2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. — М.,1973. 3. Основы теории и практики логопедии./ Под ред. проф. Р. Е. Левиной — М.,1980.
    4. Серия статей в журнале «Дефектология» за 1985-1986гг. Филичевой Т. Б. и Чиркиной Г. В.

    Спрашивает Любовь
    Cыну 3 года 4 месяца. Родился в срок. Прочитала статью о причинах речевого развития и заволновалась. У меня и токсикоз был на ранних сроках, и гипоксия в родах, и родила за полтора часа, и резусы, как выяснилось, у нас разные, да и, что греха таить, покуривала во время беременности. И маленькая я, как пигмей. Неужели это гарантия нарушений мозга? Говорит хорошо, воспитатели говорят, что лучше всех в группе по развернутости предложений. Построение фраз правильное. А вот звуки многие не выговаривает: нет «Р», «Л», плохо «Ч», Ш». Окружающие его понимают хорошо. Да и волнует меня не произношение. Может, этот вопрос к неврологу? Дело в том, что это младший ребенок. Старшему 9 лет, на основании тестов невролог и психолог поставили ему диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Означают ли все наши проблемы описанные в статье, что и младшему гарантирован такой диагноз? В каком возрасте это можно определить? Как скомпенсировать возможные сложности?

    Ответ
    Любовь, гарантий никто не может дать. И не обязательно речевые нарушения должны проявиться в звукопроизношении. Проблемы могут возникнуть в школе по русскому языку, чтению, математике. Это может сказаться и в более взрослом возрасте в виде сильных головных болей, нарушении сна и т.д. В любом случае бесследно гипоксия плода (причиной которой явился токсикоз, а причина токсикоза могла быть самая разная) не проходит бесследно и проявления имеет самые разные и в любом возрасте. Многим взрослым людям, когда у них болит голова, нарушен сон, давление, болит спина и в голову не придет, что причина в беременности матери или гипоксии. Но это, к сожалению, так. Поэтому наблюдение, консультации невролога обязательны. И если будет назначено лечение, то не игнорировать назначения врача.

    Материал подготовлен специально
    для детского портала «Солнышко»
    и опубликован 15 февраля 2006 г.

    Поиск Лекций


    Клиническая классификация ОНР

    Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстрой­ство, при котором нарушается формирование речи как системы компонентов.

    Общее недоразвитие речи рассматривается в двух аспектах: как
    собирательный термин для обозначения общих признаков недо­развития всех компонентов речевой системы, при дизартрии, ринолалии, алалии, детской афазии, и как са­мостоятельная форма расстройства речи (неосложненный вариант ОНР).

    Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются:

    · позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития;

    · ограниченный, не соответствующий возрасту, словарный запас;

    · нарушение формирования грамматического строя речи; нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.

    Каждый уровень речевого недоразвития имеет свою специфику. При 1 уровне речевого развития наблюдается полное отсутствие общеупотребительной речи. Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существитель­ными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных пред­ложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет ми­микой и жестами. Для них характерна, с одной стороны, большая инициа­тивность речевого поиска в процессе общения, а с другой — достаточ­ная критичность к своей речи.

    2 уровень – частичная сформированность речи (незначительный сло­варный запас, аграмматичная фраза). Одновременно отмечается различение некоторых грамматиче­ских форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями и относящим­ся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс но­сит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразвитие ре­чи у данных детей проявляется достаточно выражено. Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается пе­речислением непосредственно воспринимаемых предметов и дейст­вий.

    Дети 3 уровня развития речи нуждаются в длительной логопедической работе, так как имеют: недифференцированное произношение звуков, замена зву­ков более простыми по артикуляции. Нестойкость замен, сочетание нарушенного и правильного произношения. Упрощение, сокращение, пропуски слогов в многосложных словах. Неточность употребления слов и словосочетаний Нарушение лексической систематики. Затруднения в словообразовании и словоизменении. Преобладание имен существительных и глаголов в актив­ном словаре. Затруднения при использовании абстрактной и обобщаю­щей лексики, в понимании и употреблении слов с перенос­ным смыслом.

    Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) (4 уровень). Дети с недоразвитием речи страдают пониженной способностью анализировать явления языка. Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые, морфологические и синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей практике. Кроме того, у них наблюдается недостаточная сформированность слухоречевой памяти и внимания, навыков самоконтроля. Перечисленные особенности препятствуют полноценной учебной деятельности и ведут к стойкой неуспеваемости [5, c. 146].

    По данным Е.М. Мастюковой, дети с ОНР условно могут быть разделены на три основные группы:

    — с моторной алалией;

    — с недоразвитием речи церебральноорганического генеза;

    — с неосложненным вариантом общего недоразвития речи.

    Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органи­ческого поражения речевых зон коры головного мозга.

    Коррекция общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

    Общими характерными особенностями речевой деятельности при алалии являются: позднее появление речи; ее замедленное раз­витие; значительное ограничение словаря. Алалия может проявляться как нарушение произносительной стороны – экспрессивная форма, а также как нарушение понимания речевого высказывания – импрессивная алалия [27, c. 15].

    При моторной алалии ОНР может проявляться в тяжелой форме, когда собственная речь невозможна, и в малозаметных трудностях лексико-грамматического строя речи. Особенно отчетливо нарушение проявляется при формировании связного высказывания.

    Алалия часто может сочетаться с дизартрией (нарушение произносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата). Основны­ми проявлениями дизартрии являются расстройство артикуляции звуков, нарушения голосообразования, изменения темпа речи, рит­ма и интонации.

    У небольшого числа детей в группе может наблюдаться ринолалия нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими изменениями в строе­нии речевого аппарата. В речевом развитии у ребенка с ринолалией отмечается обедненность лепета, грубые нарушения звукопроизношения, носовой оттенок голоса, изменено место артикуляции большинства звуков [25, с.23].

    У детей с недоразвитием речи церебральноорганического генеза ОНР сочетается с неврологическими и психопатологическими синдромами. Характерно для детей нарушение умственной работоспособности.

    При неосложненном варианте ОНР сохранны первичные зоны речедвигательного анализатора; патогенетической основой ОНР этих детей является задержанное состояние третичных полей анализаторов.

    Клинический подход к проблеме ОНР предусматривает необходимость постановки диагноза, вскрывающего структуру речевой недостаточности при различных формах речевого недоразвития [3, c. 41].

    ОНР может явиться причиной заиканием детей. Заикание – нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е. 2-6-летний возраст детей.

    Наиболее значимыми особенностями фразовой речи у дошкольников с заиканием, обусловленные общим недоразвитием речи: нарушение коммуникативных функций; нарушение логической последовательности фразы; нарушение связности, пропуски смысловых звеньев; незавершенность; нарушение просодической стороны фразовой речи; возвращение к ранее сказанному; длительные паузы между словами; отчетливо выражены лексические затруднения – бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений: неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм.

    Итак, в настоящее время в отечественной логопедии существует две основных классификации детей с ТНР: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Эти классификации разработаны преимущественно по отношению к первичному нарушению речи у детей. В основе клинической классификации лежит изучение причин (этиология) и патологических проявлений речевой недостаточности. В структурное содержание детей с ТНР могут быть включены дети с ОНР с разными уровнями, с дизартрией, заиканием, с алалией при дизартрии, с ринолалией.

    В настоящее время в логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна — клинико-педагогическая, вторая — психолого-педагогическая, или педагогическая (по Р. Е. Левиной).

    Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний.

    Она ориентирована в основном на коррекцию дефекта речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и форм речевых нарушений, поэтому основывается на подходе от общего к частному [14, c. 82].

    Она основывается не на одном каком-то критерии, а на совокупности психолого-лингвистических и клинических (в сочетании с этиопатогенетическими) критериев. Такой многоаспектный подход позволяет избежать односторонности представлений о речевом нарушении, так как он направлен на раскрытие нарушения в целом.

    В данной классификации ведущая, определяющая роль отводится психолого-лингвистическим критериям. На их основе картина речевого нарушения описывается в терминах и понятиях, направляющих внимание логопеда на те явления, которые должны стать объектом логопедического воздействия. С этой целью вводятся критерии, позволяющие выделить основные группы нарушений, внутри — выделить основные формы, а в них основные виды нарушений. Исходя из потребностей логопедического воздействия, выделяют следующие критерии, позволяющие представить, что нарушено в речи, и на основе этого отграничить одно речевое нарушение от другого по признаку отграничения: нарушения формы речи (устной или письменной); нарушенного вида речевой деятельности применительно к каждой из форм: для устной — нарушение говорения или слушания, для письменной — письма или чтения; нарушенного этапа (звена) порождения или восприятия речи: применительно к продуктивным видам речевой деятельности (говорению и письму). Существенным является разграничение нарушений, связанных с этапами внутреннего и внешнего оформления высказывания. Применительно к рецептивным видам речевой деятельности (слушанию или чтению) существенным является разграничение нарушений, относящихся к сенсорному или рецептивному этапу; нарушенных операций, осуществляющих оформление высказывания на том или другом этапе процесса порождения или восприятия речи; нарушенных средств оформления высказывания: существенным представляется разграничение языковых и произносительных единиц, так как каждому этапу порождения или восприятия речи присущи свои наборы единиц, по отношению к которым осуществляются операции отбора и комбинирования.

    Клиническим (в сочетании с этиопатогенетическими) критериям в данной классификации отводится роль уточняющих, которые не могут быть ведущими для педагогической квалификации речевых нарушений, а для врача они являются средством анализа. Эти критерии ориентированы не столько на само речевое нарушение, сколько на объяснение анатомо-физиологического субстрата его нарушения и причин возникновения. При нарушении одного и того же субстрата, так же как при действии одних и тех же причин, могут наблюдаться различные виды речевых нарушений. А одни и те же расстройства могут возникать в силу различных причин. Эти критерии могут оказать большую помощь при их квалификации. Дополняя картину того или иного нарушения, выделенного на основе психолого-лингвистических критериев, ориентированных на педагогический процесс логопедического воздействия, они позволяют провести дифференциацию сходных по внешним проявлениям дефектов на -основе следующих данных: какими факторами обусловлено нарушение речи (социальными или биологическими); на каком фоне оно развивается (органическом или функциональном); в каком звене речевой функциональной системы локализуется (центральном или периферическом); какова глубина (степень) нарушения центральных или периферических аппаратов речи; время его наступления [6, c. 59].

     

    ©2015-2018 poisk-ru.ru
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

    Общее недоразвитие речи. Коррекция ОНР у детей

    Какие ассоциации могут возникнуть, когда слышим словосочетание «общее недоразвитие речи»? Вариантов может быть много, но все они будут отражать одну и ту же мысль: это неправильная речь. Но что значит неправильная речь или некрасивая речь? Это та речь, которая не соответствует нормам и правилам данной языковой среды, в которой находится человек, так же сюда можно отнести неумение человека использовать языковые средства в соответствии с условиями общения. Данная характеристика может относится в определенных случаях к людям, не имеющим ОНР, у них отмечаются речевые ошибки.

    Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом.

    Причины возникновения ОНР у детей:

    • инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности,
    • несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности,
    • патология натального (родового) периода (родовые травмы и патология в родах),
    • заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка
    • неблагоприятные условия воспитания и обучения, психическая депривация.

    Несмотря на то что ОНР может сопровождать различные формы речевых патологий, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

    • более позднее начало речи: первые слова появляются к 3–4, а иногда и к 5 годам;
    • речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
    • ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
    • речь детей с ОНР малопонятна.
    • низкая речевая активность;
    • критичность к речевой недостаточности;
    • неравномерность речевого и психического развития

    У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.

    3 уровня речевого развития при общем недоразвитии речи

    Компонет языковой системы

    I уровень

    II уровень

    III уровень

    Словарный запас

    1. Резко отстает от нормы. Активный словарь: использует небольшое количество слов–корней;
    2. слова не имеют точного соотношения с реальными предметами и действиями.
    1. Отстает от нормы – ограниченный запас общеупотребляемых слов;
    2. не знает слова обозначающие части тела, животных, их детенышей, одежды, мебели, цвета, формы, размеры.
    3. в состав словаря входят: существительные, глаголы, предлоги, местоимения, союзы.
    1. Приближен к норме. В словаре преобладают существительные и глаголы;
    2. неточное употребление многих слов.

    Фразовая речь

    Отсутствует.

    В речи использует лепетные элементы, которые отражают ситуацию, при этом активно использует мимику, жесты, звукоподражание.

    1. пользуется простой фразой 2-3 слова.

      Активно использует мимику, жесты;

    2. высказывания бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

    Развернута.

    Использует многословные предложения из 4-5 слов. Сложные предложения даются трудно.

    Понимание речи

    Носит ситуативный характер. Трудности понимания грамматического оформления речи, при понимании речевого обращения основной упор делается на лексическое значение слов.

    Понимание обращенной речи осуществляется за счет различения некоторых грамматических форм: ед.

    Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей дошкольного возраста

    ч. и мн. ч., муж. и жен. рода. Трудности в понимании форм числа и рода прилагательных.

    Приближено к норме.

    Недостатки понимания изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами, нарушение понимания логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные связи, временные и пространственные отношения

    Грамматический строй речи

    Использует в речи корневые слова, грамматические категории отсутствуют

    Грубо нарушена:

    1. замены  падежных окончаний;
    2. ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов;
    3. при изменении существительных по чис­лам;
    4. отсутствие согласования прилагательных и существительных, числительных и существительных;
    5. пропуски предлогов, их замена;

    Наблюдаются аргамматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

    Звукопроизношение

    Произношение звуков носит диффузный характер, в силу неустойчивой артикуляции

    Не сформировано.

    Может быть нарушено произношение всех групп звуков, в речи присутствуют искажения, замены, смешения

    Искажено.

    1. нарушено произношение нескольких групп звуков;
    2. нестойкие замены, смешения, пропуски.

    Слоговая структура слова

    Грубо нарушена.

    Слово часто сокращается в речи до одного слога

    Нарушена.

    При произнесении слова, контур остается, а звуконаполняемость страдает: перестановка, добавление, замена слогов, звуков

    Ошибки в звуконаполняемости слова: сокращение слогов, перестановка и замена звуков, сокращение при стечении согласных в слове.

    Фонематическое восприятие

    В зачаточном состоянии, слуховое восприятие нарушено.

    Не сформирован звуковой анализ и синтез.

    1. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия;
    2. у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов.

    Коррекцию ОНР требуется проводить на ранних этапах развития ребенка. Если упустить момент, не научить ребенка дошкольного возраста говорить правильно, то последствия в школьной жизни могут быть очень серьезными: личностные нарушения, вторичные нарушения чтения и письма, трудности в овладении школьной программой.

    Если вы заметили, что постоянно поправляете речь своего ребенка, а он не перестает делать ошибки, произносит слова неправильно, не может четко и ясно выразить свои мысли, воспользуйтесь услугами логопеда. Он продиагностирует вашего ребенка, проанализирует причины речевого недоразвития, и даст рекомендации по поводу возможной коррекционной работы. Сочетание Вашего стремления и профессиональные знания и умения логопеда принесут свои положительные плоды! Удачи!

    Записаться на консультацию Вы можете по телефону 8-909-282-50-83

    Онлайн запись

    Стр. 53

    Другим будет обследование, когда наряду с выявлением характера речевого нарушения стоит задача отдифференцировать собственно речевое нарушение от нарушений речи, обусловленных снижением слуха или умственной отсталостью, что бывает необходимо в процессе отбора детей для обучения в специальных школах.

    Общее недоразвитие речи: симптомы и лечение

    В этом случае речевой материал можно использовать для обследования слуха и интеллекта. Кроме того, возникает необходимость применять и дополнительные приемы, позволяющие исследовать интеллектуальные возможности детей. В зависимости от цели и конкретных практических задач применяется тот или иной вид обследования.

    Глава III. ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

    ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

    Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.

    При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.

    Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

    Условно можно выделить три уровня общего недоразвития речи, причем первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.

    Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет, а иногда и старше имеют скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы, сопровождаемые жестами, образованы самими детьми и непонятны для окружающих. Так, вместо машина поехала ребенок говорит «биби», вместо пол и потолок – «ли», сопровождая речь указательным жестом, вместо дедушка – «де» и т.д.

    Add a Comment

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *