СИМПТОМАТИКА ЗАИКАНИЯ

С проблемой заикания сталкиваются и взрослые, и дети. Вне зависимости от возраста, этот дефект дикции причиняет немало дискомфорта, неудобств. Дети часто становятся предметом насмешек своих одноклассников, получают плохие оценки за устные ответы на уроках. Для взрослых недостаток речи может стать преградой в карьере. Методы, направленные на то, как вылечить заикание, включают в себя психологическую работу и специальные упражнения.

Причины заикания

Повторение одних и тех же звуков или целых слогов — ни что иное, как спазм во время работы артикуляционного аппарата. Непроизвольные сокращения возникают во время попытки выговорить те или иные слова. Специалисты-логопеды много лет исследуют феномен заикания.

Причиной заикание может быть напугавшая собака

Основными причинами называются следующие:

  1. Детские травмы во время периода активного развития речи — от года до трех. Заикание у ребенка может быть связано с действительно страшными событиями — смертью родственника, тяжелой болезнью, но иногда возникает из-за случайного стечения обстоятельств. Например, если малыша в этом возрасте испугает большая собака или даже крики мамы или папы.
  2. Биологические причины, с которыми может быть связано заикание у ребенка включают болезни мозга, нервной системы. Перенесенный в детстве менингит, внутричерепное давление, удары головы — все это относится к органическим предпосылкам. Бороться с такого рода заиканием труднее всего.
  3. Невротические переживания, связанные с процессом речи. Такие дети или взрослые могут совершенно нормально разговаривать в «обычной» жизни, но начинать заикаться в ответственных ситуация, когда требуется выступать, говорить на публику. Логоневроз не имеет «возраста», заикание у взрослого такого типа встречается чаще всего.

Врачи утверждают, что мужчины чаще страдают этим недостатком речи, чем женщины, связывая предрасположенность с особенностью функций нервной системы и мозга. Логопеды также выделяют «замаскированное» заикание, когда человек не проглатывает слоги и не повторяет их, но вставляет в речь бессмысленные междометия — «э-э-э», «кхем» и другие. Заикание у взрослого зачастую маскируется этими фонетическими паузами, отчего речь тоже не становится красивее.

Как избавиться от заикания?

Ситуационное заикание может возникнуть даже у совершенно здорового физически человека. Однако прежде, чем избавляться от симптома, необходимо определить причину возникающей проблемы. Если она связана с органическими нарушения, то способы, как вылечить заикание будут одни, направлены на устранение биологических причин. При иной этиологии более эффективна будет психотерапия.

Необходимо исключить следующие нарушения:

  • инсульт и его последствия;
  • энцефалит, осложнения болезни;
  • менингит;
  • патологии полости рта — например, заячья губа;
  • неврологические нарушения.

Как вылечить заикание, если обнаружена одна из болезней или ее последствия, будет определять лечащий врач. Назначаются препараты, физиотерапия, специальные упражнения. Некоторые из них можно использовать и людям без органических патологий. От психологических проблем избавляет исключительно терапия и самотерапия, направленная на борьбу с неврозами.

Упражнения против заикания

Можно ли исправить недостаток в домашних условиях? Да, особенно если речь не идет о серьезных патологических изменениях. Немедикаментозные и психологические методики, упражнения подскажут, можно ли вылечить заикание без обращения к логопедам.

1. Дыхательная гимнастика

Упражнения на дыхания пригодятся любому, кто хочет знать, как вылечить заикание в домашних условиях. Методика простая, ее сможет выполнить ребенок и взрослый:

  1. В положении сидя чуть опустить голову вперед, глубоко вдохнуть носом, выдохнуть ртом. Повторить 10-15 раз. Вдох должен быть максимально быстрым, а выдох — медленным.
  2. Стоя поворачивать голову по своей оси. Тело должно оставаться расслабленным, руки по швам, ноги расставлены в комфортном положении. Повторить до двадцати раз.
  3. Сесть на твердую поверхность, закрыть глаза и дышать, стараясь проталкивать воздух с силой в диафрагму и обратно.

Работа с дыханием помогает исправить дефект дикции за счет укрепления мышц полости рта. Это один из ключевых моментов в том, как вылечить заикание. Крепкие мускулы менее подвержены спазмам, это относится и к артикуляционной мускулатуре.

2. Репетиции перед зеркалом

Репетиции перед зеркалом помогут вылечить заикание

Психологический прием, который используют актеры и другие люди, профессионально работающие с речью, помогут и заикам. Как вылечить заикание с помощью репетиций? Очень просто: проговаривайте вслух стихи, читайте книги, репетируйте выступления. Постепенно ваша речь будет становиться более гладкой.

3. Медитация

Как любой невроз, заикание проявляется в моменты душевного волнения, равно у детей и взрослых. Понимание этой особенности поможет понять, как научиться расслабляться или научить своего ребенка перед потенциально травмирующей ситуацией. Медитационные практики помогут сосредоточиться на смысле выступления, а не на дефекте речи.

4. Ароматические масла

Фитотерапия поможет успокоиться. Лаванда, чабрец и шалфей рекомендованы как легкие седативные средства, которые помогут перестать тревожиться перед необходимостью разговора. Дополнительно можно выпить чашку мятного чая, который тоже обладает безвредным успокаивающим эффектом.

5. Молчание

При лечении заикания необходимо выдерживать речевой режим, чтобы не перегружать мускулатуру рта и гортани. Большую часть дня желательно молчать. Для детей можно придумывать специальные игровые ситуации, например изображать рыбок.

6. Массаж

Процедуры у специалиста либо самомассаж области шеи и горла помогут снять и предотвратить спазмы. Движения должны быть мягкими, плавными, направленными на то, чтобы максимально релаксировать артикуляционный аппарат.

Дефекты речи способны испортить жизнь как ребенку, так и взрослому. Малышей с проблемами заикания лучше показывать специалисту, как только появились негативные симптомы. Взрослый также может посетить психотерапевта и невролога. А упражнения, применяемые в домашних условиях, будут полезны в любом случае

Посмотрите видео, на котором Елена Малышева, в передаче «Здоровье», на первом канале, рассказывает как вылечить заикание

Спасибо, что поделились статьей в соцсетях

Стр. 259

СИМПТОМАТИКА ЗАИКАНИЯ

Отечественные исследователи подходят к изучению заикания с диалектических позиций. Поэтому, выделяя при всем многообразии клинической картины заикания физиологические и психические моменты, первичными считают расстройства физиологического характера.

На основе физиологических расстройств формируются психологические особенности личности заикающегося, которые усугубляют заикание. Психологические изменения нередко выступают на первый план.

Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе И. А. Сикорского «Заикание» (1889). Проявления заикания у лиц в разные возрастные периоды изучали М. Е. Хватцев, М. Зееман, Э. Фрешельс, В.

Заикание•NET — это книга и программа лечения заикания

А. Гиляровский, Н. П. Тяпугин, С. С. Ляпидевский и многие другие. В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящихся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологические).

К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим — речевым запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности.

Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд. Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте. При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус: «т-ополь». При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус: «то-то-тополь». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, так как его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе речи работает как нерасчленимое целое. В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые и артикуляционные.

Заикание представляет собой нарушение речи, характеризующееся частыми остановками, повторениями слогов, звуков или слов, нерешительностью речи, в связи с чем изменяется ее плавное течение.

Заикание занимает особое место среди всего объема речевых расстройств. Чаще всего наблюдается заикание у детей, а, если встречается заикание у взрослых, то этим недостатком, они, как правило, страдают еще с детского возраста.

Заикание у детей чаще всего появляется в возрасте 2-4 лет, когда происходит активное развитие речи.

У мальчиков заикание встречается чаще в 3-4 раза, что объясняется более низкой их эмоциональной устойчивостью.

Причины заикания

На данный момент выделяется две групп факторов, обусловливающих развитие заикания у взрослых и детей:

предрасполагающие:

  • поражение головного мозга под воздействием различных вредных факторов: асфиксия, внутриутробная и родовая травмы, травматические, инфекционные, обменно-трофические нарушения в результате детских заболеваний;
  • невропатическая отягощенность родителей: инфекционные, нервные, соматические заболевания, которые ослабляют или дезорганизуют работу центральной нервной системы;
  • невропатические особенности ребенка: энурез, ночные страхи, эмоциональная напряженность, повышенная раздражительность;
  • наследственная отягощенность;

неблагоприятные условия:

  • возрастные особенности функционирования головного мозга;
  • физическая ослабленность ребенка;
  • ускоренное развитие речи, когда ее познавательная, регулирующая и коммуникативная функции быстро развиваются под действием общения со взрослыми;
  • недостаточное развитие моторики, мимико-артикуляторных движений, чувства ритма;
  • скрытая психическая ущемленность, высокая реактивность по причине нарушения отношения с окружающими;
  • недостаточный объем эмоционально-положительных контактов взрослых и ребенка.

К группе неблагоприятных причин относят:

  • анатомо-физиологические: травмы головного мозга, органические нарушения мозга, истощение нервной системы;
  • социальные и психические: кратковременная психическая травма (испуг, страх), длящаяся психическая травма (неправильное семейное воспитание), неправильное формирование речи в детском возрасте, перегрузка маленьких детей сложным речевым материалом, подражание заикающемуся человеку, переучивание леворукости.

Симптомы и типы заикания

При заикании большая часть запинок – это продления или повторы начальных слогов или звуков, остановки в начале слова или слога.

Довольно часто у заикающихся вместе с запинками возникают непроизвольные сокращения мышц шеи, лица, ног, рук. Подобные рефлекторные движения возникают как помощь в процессе выговаривания, но в результате они лишь умножают впечатление о затрудненности и неуверенности речи человека с заиканием.

Помимо этого, заикающиеся люди испытывают страх перед некоторыми словами и звуками и стремятся заменить их на синонимы или описательные обороты или совсем уходят от ситуаций, в которых требуется что-то говорить.

Еще одним симптомом заикания является чувство неполноценности заикающегося человека, его фиксированность на своем дефекте. Чем больше внимания уделяется данному дефекту, тем он становит более упорным.

Выделяют три степени заикания у взрослых и детей:

  • легкая – человек заикается только в состоянии возбуждения и при желании побыстрее высказаться. Задержки звуков, слогов и слов с легкостью преодолеваются и человек разговаривает не испытывая чувства стеснения за свой дефект;
  • средняя – в состоянии эмоционального возбуждения человек сильно заикается, но в спокойной и привычной обстановке говорит нормально и заикается мало;
  • тяжелая – человек заикается на протяжении всей речи.

Встречаются следующие типы течения заикания у детей и взрослых:

  • постоянное заикание(возникнув однажды, заикание возникает с относительным постоянством в различных ситуациях и формах речи);
  • волнообразное заиканиедефект то ослабевает, то усиливается, но не проходит полностью;
  • рецидивирующее заикание (заикание появляется снова после довольно длительных периодов ремиссии, в период которых наблюдается свободная речь, без запинок).

Как избавиться от заикания

Решение проблемы, как избавиться от заикания, зависит от того, какая именно причина вызвала появление данного дефекта речи.

Если заикание не обусловлено какой-либо психотравмирующей ситуацией, то пациенту могут быть назначены ноотропные средства, а также препараты, которые способствуют расслаблению мускулатуры. Применение названных средств улучшает работу мозга и уменьшают повышенный мышечный тонус.

При коррекции заикания, обусловленного определенной стрессовой ситуацией, существенное значение имеет психотерапия с применением релаксирующих методик (гипноза, «режима молчания», отвлечения внимания, различных методов расслабления), аутотренинга, групповой и семейной психотерапии.

В психотерапии заикание рассматривают не как симптом определенного заболевания, а как поведение, поддающееся коррекции.

Заикание. Причины, виды и симптомы. Коррекция заикания

Поэтому усилия психотерапевта направляются на убеждение заикающегося человека говорить уверенно и свободно, без «торможения» и страха. Заикающихся людей учат говорить нараспев, медленно, сочетая речь с ритмическими движениями пальцев или рук. Данный подход в лечении заикания помогает достичь заметных результатов.

В коррекции заикания важное значение также имеет помощь специалиста-логопеда, который использует для лечения такие методы, как ритмика, дыхательная гимнастика, медленное говорение. В работе над речевым дыханием при заикании у взрослых и детей логопеды часто используют парадоксальную дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой, в которой главное внимание уделено вдоху. Вдох должен выполняться мгновенно, активно и эмоционально. Главное — научиться «прятать» дыхание, задерживать его.

Также используют в лечении заикания и физиотерапевтические процедуры: лечебную физкультуру, электрофорез с различными лекарственными средствами, электросон, рефлексотерапию.

При коррекции заикания очень важны семейная поддержка, участливое отношение членов коллектива. Нельзя фиксировать внимание заикающегося, особенно ребенка, на его недостатке.

В период лечения заикания следует строго придерживаться назначений врача. Родители детей, которые страдают заиканием, должны стараться создать в семье благоприятную психологическую атмосферу.

Ребенок должен хорошо высыпаться, не проводить много времени за компьютером или телевизором. Следует ненавязчиво и мягко стимулировать его к общению с ровесниками, посещению различных учреждений дополнительного образования, чтобы предупредить развитие социофобии.

После того, как заикание отступит, нужно продолжать поддерживать связь с лечащим врачом и проходить профилактические осмотры. Нелишним после выздоровления будет продолжение посещений сеансов семейной психотерапии, которые способствуют нормализации отношений между родственниками, являющихся профилактикой рецидивов психогенного заикания.

Темпоритмическое нарушение речи в виде заикания появилось с того момента, как человек научился говорить. По статистике 1% взрослых и 2-3 детей страдают таким видом нарушения речи. Представленная патология встречается как у мужчин, так и женщин, хотя у представителей сильного пола в 2-3 раза чаще. Еще в древности стало известно, что в причине развития заикания, кроме органической патологии лежит психологический фактор. В работах Авиценны, Плутарха об этом упоминалось, как об отдельной нозологии связанной с духовной слабостью. В современной медицине описанный недуг обозначается, как невротическое заикание.

Заикание и его клинические формы

Заикание (логоклония) – это нарушение речевой функции, представленное в виде темповой задержки, разрывом ритмичности произносимых звуков и слогов.

Описанное заболевание проявляется частым повторением, прерыванием и пролонгацией слов.

В норме, 7-10 процентов слов произносится с подобными проявлениями, когда используются звуки: «э-э», «м-м», или междометия. Диагноз устанавливают, когда в разговорной речи встречается больше 10% таких симптомов. Частота встречаемости заикающихся людей в разных странах неодинакова. Например, французы подвержены этой патологии в 2-3 раза чаще, чем немцы и русские.

В зависимости от клинической картины логоклония делится на две формы:

  • Тоническая, возникает как следствие длительного сокращения мышц артикуляционного аппарата (щеки, губы, язык, мягкое небо), а также связок гортани. Проявляется эта форма в виде пауз во время речи и растягивания звуков. При этом лицо напряжено, рот полуоткрыт либо закрыт с плотно сомкнутыми губами, отмечается общая скованность организма.
  • Клоническая характеризуется менее длительным судорожным эпизодом, по сравнению с тонической формой. Спазм мускулатуры артикуляционного аппарата сменяется расслаблением. Человеку с такой формой заикания свойственно повторение отдельных звуков, слогов и слов.
  • Смешанная, такой тип заикания совмещает в себе два предыдущих, при этом наблюдается их чередование с соответствующей симптоматикой.

Виды заикания

Заикание подразделяют в зависимости от причины возникновения. Данная классификация определяет наличие или отсутствие структурной (органической) патологии. Таким образом, заикание бывает неврозоподобным и невротическим.

  • Неврозоподобная логоклония отмечается у людей с выраженным неврологическим дефектом, который возникает вследствие органической патологии. При таком варианте нарушается общая моторная (двигательная) функция, а также артикуляция. Неврозоподобное заикание проявляется отсутствием логофобии, повышенной речевой активностью, моторики, которая усиливается при психомоторном возбуждении и после соматической патологии.
  • Невротическая форма заикания, или логоневроз, возникает вследствие негативного психологического фактора. Неврологический статус при этом без нарушений, функционирование мозга физиологичное. Развитие логоневроза возникает на фоне нормального или слегка повышенного моторного и речевого развития. Состояние таких больных в целом соответствует неврозу. Представленный вид заикания протекает в виде тонической, клонической или смешанной (тонико-клонической) форме.

Причины возникновения невротического заикания

Логоневроз встречается, как у взрослых, так и детей. Это объясняется тем, что они недостаточно адаптированы к внешним психическим факторам. Кроме того, в возрасте 4-5 лет происходит активное формирование речевой функции. Именно в этот период заикание возникает чаще всего.

Причиной возникновения логоневроза является негативный психологический фактор, степень выраженности которого индивидуален для каждого человека. Однако не все люди после воздействия стресса, разной степени значимости, начинают заикаться. Причиной тому служит генетическая предрасположенность функциональной недостаточности речевого аппарата, которая передалась по наследству от близких или дальних родственников.

При этом отмечается повышенная судорожная готовность моторных речевых центров (центр Брока) и усиленный нервный и мускулатурный тонус.

Психологический фактор, на фоне которого возникает представленное темпоритмическое нарушение речи, бывает острым и хроническим. В первом случае, внезапный испуг, приступ гнева агрессии — основные провоцирующие элементы.

Хронический стресс также относится к одной из причин возникновения логоневроза. Возникновению логоневроза на фоне хронического стресса дети подвержены чаще, чем взрослые. Психотравмирующей ситуацией в этом случае являются дискомфортный неблагоприятный климат в семье, патологическое воспитание, завышенные требования к ребенку, информационная перегрузка, билингвизм. Кроме того, развитие логоневроза возникает, если дети начинают подражать заикающемуся родителю.

Симптомы логоневроза

Основным проявлением невротического заикания, в отличие от других видов, является неравномерность интенсивности речевых нарушений. Это проявляется в том, что у одного и того же человека клиника логоневроза варьирует в зависимости от обстоятельств. Таким образом, спокойная для пациента обстановка уменьшает, а иногда и полностью скрывает логоневроз. Противоположный результат практически у всех пациентов отмечается при предстоящем выступлении на сцене перед аудиторией, общении с незнакомыми людьми, при осознании ответственности.

С течением болезни формируются негативные изменения в поведении пациента. В школе, дети боятся принимать участие в учебной программе. На работе больные отказываются проводить планерки и т.д. Таким образом, формируется логофобия (боязнь произношения звуков, общения). Она сопровождает социальную дезадаптацию.

Важно! Если у ребенка наблюдается заикание, не стоит насильно требовать от него самостоятельного избавления от проблемы. Это может привести к стигматизации и развитию стойкой лого- и социофобии. Обращение к врачу будет правильным решением

Существуют заболевания, которые без длительной специализированной помощи возникают на фоне невротического заикания, к ним относятся:

  • Астения.
  • Депрессия.
  • Энурез.
  • Вегетососудистая дистония.
  • Нарушение циркадных ритмов и сна.

Для логоневроза характерна волнообразность течения процесса. Улучшение клинической картины сменяется эпизодами ухудшения и наоборот. После коррекции заикания в детском возрасте нередко возникает рецидив в пубертатном периоде. У взрослых тяжелое психическое потрясение может возобновить перенесенный ранее логоневроз.

Также человека, страдающего логоневрозом, среди остальных людей выделяет особенности психики, которые сопровождают его повседневную деятельность. Такие поведенческие отличия возникают не сразу, а формируются в процессе заболевания. У человека с невротическим заиканием отмечаются следующие черты психики:

  • Чрезмерная застенчивость, робость и смущение в контакте с людьми.
  • Повышенная мнительность, впечатлительность, как правило, люди с логоневрозом склонны воспринимать все близко к сердцу.
  • Гипо- или абулия (снижение или отсутствие волевой сферы), которая имеет относительный характер, так как проявляется не во всех, а в конкретном случае.
  • Мечтательность, бурная фантазия.

Диагностика и дифференциальная диагностика невротического заикания

Нарушения речевой функции, как и любой другой требуют постановки точного диагноза в ранние сроки патологического процесса. Для этого используются данные анамнеза жизни ребенка, дифференциального анализа и инструментальных методов исследования. Диагностика невротического заикания производится логопедом, психологом и неврологом.

При обследовании пациента с предполагаемым логоневрозом, выясняют наличие психологической травмы в детстве. Также определяют характер речи пациента, его плавность и ритмичность. Проводят неврологическую оценку, которая важна для исключения органического генеза заикания.

Неврозоподобное заикание и тахилалия схожи по клинической картине с логоневрозом, поэтому требуют тщательного дифференциального диагноза. В первом случае, нарушение речи связано с наличием органической патологии. Постановку диагноза ставят, учитывая анамнез, в котором указаны приобретенные в жизни или в процессе родов травмы головы, инфекционные заболевания ЦНС.

Чтобы точно определить генез заикания, проводятся инструментальные обследования организма, такие как: МРТ  (магнитно-резонансная томография), КТ,УЗД  сосудов головного мозга, электроэнцефалография. Такие методы диагностики с высокой точностью определяют наличие ишемического или геморрагического инсульта, опухоли мозга, аутоиммунных и дистрофических заболеваний.

Также логоневроз необходимо отличать от тахилалии, которая проявляется быстрым темпом речи, паузами, запинками и неправильным построением предложения. Однако описанные симптомы не связаны с судорогами артикуляционного аппарата. Представленные заболевания носят функциональный характер, поэтому основные отличия друг от друга обнаруживаются в клинической картине.

Логоневроз, в отличие, от тахилалии проявляется тем, что у больного присутствует осознание дефекта, речевой акт становится лучше при чтении знакомого текста, в спокойном кругу общения. Ухудшение симптоматики наблюдается при ответах требующих точности, эмоциональном напряжении, акцентировании внимания на проблеме. Также отмечается заторможенность письменной речи.

Лечение и прогноз логоневроза

Работа логопеда с ребенком (фото: www.blog.call2doc.ru)

Коррекция невротического заикания – длительный и объемный процесс. Терапия при логоневрозе проводится комплексно, где участвуют логопед, психолог, невролог и психотерапевт. Отдельное воздействие каждого из специалистов не приносит желаемого результата. Например, занятия, направленные исключительно на коррекцию артикуляции, будут неэффективны. Это объясняется тем, что в основе развития логоневроза лежит психотравмирующий агент, при продолжении воздействия которого, возникают новые эпизоды заикания.

Также, не стоит забывать о родительском воздействии, если речь идет о заикающемся ребенке. Негативный микроклимат в семье будь это взрослый, или ребенок играют ключевую роль в поддержании недуга. Человеку с логоневрозом, требуется по максимуму находиться в комфортной, спокойной среде на период лечения. Если существуют проблемы внутри семьи, то показана групповая консультация психолога с возможной психотерапией всех членов семьи.

Психолог помогает пациенту избавиться от воздействия негативных психологических факторов, которые провоцируют заикание, логофобии, стигматизации. Задача невролога заключается в уменьшении или полном купировании судорожной готовности.

Заикание. Причины, виды, лечение патологии.

Осуществляется это при помощи седативных препаратов, антидепрессантов, транквилизаторов, нейролептиков. Также, с такой целью используется рефлексотерапия, электросон. Помощь психотерапевта показана при наличии у пациента невроза, депрессии, тревоги.

Прогноз заболевания, при раннем обращении за помощью и комплексном подходе благоприятный, однако многое зависит и от самого пациента, его желания избавиться от проблемы.

Заикание. Определение. Этиология заикания. Формы и симптоматика заикания. Критические периоды для появления заикания.

Предыдущая16171819202122232425262728293031Следующая

Заикание– наруш. темпа, ритма, плавности речи, вызыв-е судорогами в разл-х частях реч. аппарата. При заикании наблюдаем в его речи вынужд-е остановки или повт-я отд. зв. и слогов. Чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Но чаще всего заикание проходит с возрастом, по статистике только 3 % взрослых заикается. Причины заикания:1. предрасполагающие («почва»); 2.производящие «толчок»). Предрасполагающие причины:1)невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие функции ЦНС); 2)невротические особенности ребенка (ночные страхи, энурез, раздражительность, эмоциональная напряженность); 3)конституционная предрасположенность (заболевания вегетативной НС, повышенная ранимость); 4)наследственная отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата; 5)поражения головного мозга (родовые травмы, асфиксия, инфекции, обменно-трофические нарушения). Производящие причины:1)анатомо-физиологические: энцефалолитические последствия заболеваний; 2)травмы головного мозга (асфиксия, сотрясение); истощение или переутомление нервной системы; инфекционные заболевания (корь, тиф, коклюш);3) детские болезни, истощающие нервную систему (рахит); 4)болезни внутренней секреции, обмена веществ; 5)несовершенство звукопроизношения (дислалия, дизартрия, ЗРР). 6)психические и социальные причины: психотравма (испуг, страх); 7)неправильное воспитание в семье (длительная психотравма);8)хронические конфликтные переживания; длительные отрицательные эмоции; острое потрясение; чрезмерная радость; неправильное формирование речевой функции (речь на вдохе, скороговорение); 9)речевая и мыслительная перегрузка; полиглоссия(многоязычие); 10)подражание заикающимся (пассивное и активное). Симптоматика заикания.В настоящие время выделяют две группы симтомов проявления заикания: 1.физиологические симптомы: речевые судороги; нарушения ЦНС; нарушения физич. здоровья, общей и реч. моторики. 2. психологические симптомы: речевые запинки; фиксация на дефекте; логофобии; уловки; особ-ти личности. Различают три формы заикания:1.невротическое( обусловленное воздействием психотравмирующих факторов) заикание 2.неврозоподобное (обусловленное органическим поражением центральной нервной системы) заикание. 3.Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями — заикание, сочетающее признаки логоневроза и неврозоподобного состояния. Судороги(основной симптом) при заикании длятся от 0,2 до 12,6 сек. и различаются по форме: 1.ТОНИЧЕСКИЕ. Спазматические сокращения мышц (Т–ОПОЛЬ). 2.КЛОНИЧЕСКИЕ. Ритмически повторяющиеся судорожные движения мышц (ТО-ТО-ТОПОЛЬ). 3.СМЕШАННЫЕ. Клонические+тонические судороги: тоно-клоническое, клоно-тоническое. По локализации: дыхательные; голосовые; артикуляционные; смешанные. Дыхательные судороги (формы наруш. дых. при заикании): судорожный выдох (экспираторная форма наруш. дых); судорожный вдох (инсператорная форма наруш. дых); судорожный выдох и вдох (респираторная форма наруш. дых). Голосов. судороги(ф-мы наруш. голоса при заикании): 1.смыкат. судорога– судорожно сомкн. складки не м. разомкнуться, внезапно прерыв-ся голос, блеющее произн.: А-А-АНЯ. 2.размык-я судорога–голос-я щель ост-ся открытой, безмолвие или шепот. 3.вокальная судорога–протягив-ся гласн. в словах. Артикуляционные судороги: губные; язычные; мягкого неба на звуках К, Г, П, Б, Н, Т, Д, Р и других.Наруш. моторики при заикании:судороги; тики; миоклонусы в мышцах лица и шеи; произв -е движ-уловки; общее моторное напр-е, сков-ть движ, растормож-ть, дискоординация или вялость; некоторые ученные указывают на связь заикания с леворукостью и амбидекстрией. Фиксированность на дефекте: нулевая степ. болезн. фиксац. – не испыт-т ущемления от заикания, не замечают его; умеренная степень болезненной фиксации– стесняются, переживают, мало общаются, прибегают к различным уловкам; выраж-я степ. болезн. фиксации – тягостное чувство неполноценности. Уловки для маскировки заикания:движ. руками, ногами, корпусом, головой; покус. кончика языка, нижней губы, облиз. губ, причмок-е, беззвучное артикулир. звуков; эмболофразия – Э-Э-Э… И… НУ, ВОТ, ДА и другие незначащие слова. Разл-т 3 степ. заикания:легкая – лишь в возбужд-м сост; средняя — в спок-й речи запинок мало, в эмоц. сит. — сильное; тяжелая – в течение всей речи. Типы течения заикания:пост. тип; волнообразный – то усил., то затухает; рецидивирующий – то исчезает, то появл.

Направления и содержание коррекционной работы по устранению дислексии у детей младшего школьного возраста.

Механизм нарушений чтения и письма во многом являются сходными, поэтому и в методике коррекционно-логопедической работы по их устранению имеется много общего. Фонематическая дислексия.Развитие фонематического воспитания:Логопедическая работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др.). Развитие языкового анализа и синтеза. Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания: 1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов; 2. Придумать предложение с определенным количеством слов; 3. Увеличить количество слов в предложении; 4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение; 5. Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово); 6. Выделить предложение из текста с определенным количеством слов; 7. Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения. Развитие слогового анализа и синтеза. Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приемов, затем она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане. Развитие фонематического анализа и синтеза. I этап — формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия. Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове. II этап — формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество. III этап — формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух, не воспринимая его, т.

е. на основе представлений. Аграмматическая дислексия.При устранении аграмматической дислексии основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, развитие функции словоизменения и словообразования, работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами. Аналогичная работа по развитию грамматического строя речи проводится и при устранении семантической дислексии, обусловленной недоразвитием грамматического строя речи и проявляющейся в неточности понимания прочитанных предложений. Оптическая дислексия.Работа проводится в следующих направлениях: 1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса). 2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти. 3. Формирование пространственных представлений.4. Развитие зрительного анализа и синтеза.Таким образом, устранение оптической дислексии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза.

Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов. Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками: Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. Метод кинезиологической коррекции. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия. Зеркально-симметричное рисование обеими руками. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие. Поисковые таблицы слов "Фотоглаз". Метод "озвученного" чтения. Метод словесных анаграмм. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам. Пятьступеней овладения навыком полноценного беглого чтения: овладение звуко-буквенными обозначениями; плавное слоговое чтение; становление синтетических приёмов чтения; правильное синтетическое /слитное/ чтение; беглое стабильное чтение со скоростью 100-120 слов в минуту.

 3. Развитие речи у школьников с нарушением интеллекта.

Удетей с умственной недостаточностью отмечается недоразвитие речи, которое характеризуется нарушением всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря. Анализ исследований показывает, что у этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и ее предпосылки: у них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, не развита предметная деятельность. Кроме того, у этих детей нет потребности в общении и не развиты доречевые средства общения; не сформированы слуховое внимание и восприятие, фонематический слух и артикуляционный аппарат, обеспечивающие становление звуковой стороны речи. Необходимо вести коррекционную работу с детьми в двух направлениях — с одной стороны, над созданием предпосылок речевого развития, с другой — над развитием основных функций речи: функции общения (коммуникативной), познавательной функции и функции регуляции деятельности. Формирование предпосылок развития речи.Развитие смысловой стороны речи теснейшим образом связано со всем психическим развитием ребенка, в первую очередь, с развитием чувственного познания и всех видов детской деятельности. Развитие наглядно-действенного мышления способствует становлению смысловой стороны речи.

6 классных способов вылечить заикание

Для обогащения словаря необходимо расширять представления об окружающем мире. Развитие предметных действий и восприятия ведет к тому, что для ребенка становятся значимыми предметы окружающего мира, возникает интерес к ним, а вместе с этим приобретают значение и слова, обозначающие эти предметы, а затем и действия с ними. Развитие восприятия свойств и отношений между предметами является основой возникающего у детей интереса к обозначению словами этих свойств и отношений. Таким образом, уже на первом году обучения создается основа для усвоения детьми большого количества существительных, глаголов и прилагательных, обозначающих предметы, их свойства, отношения и действия, которые можно производить с ними; предлогов. Развитие наглядно-действенного мышления способствует формированию смысловой стороны речи. Появление разных форм коллективной деятельностисоздает предпосылки для развития потребности в общении. Вслед за этой потребностью идет развитие разных форм общения, как доречевых, так и речевых. Специальные дидактические игры ведут к развитию предпосылок формирования звуковой и грамматической стороны речи. Параллельно с созданием предпосылок к развитию речи идет интенсивная работа по формированию всех функций речи. Функция общения. У детей с нарушениями интеллекта общение развивается так же как и у нормальных детей, но с большим опозданием. На начальном этапе обучения дети, , еще не умеют общаться между собой и даже не имеют потребности в таком общении. Однако определенная потребность в общении со взрослыми и способы реализации этой потребности есть у всех детей. Нужно заботиться о том, чтобы на каждом этапе ребенок получал необходимые для реализации своей потребности средства общения, доступные для понимания и воспроизведения. На начальном этапе это может быть однословная фраза, затем двусловная и, наконец, развернутая («Дай», «Дай воды», «Дайте, пожалуйста, воды, я хочу пить»).Общение со взрослыми и развитие предметной деятельности приводят к появлению предпосылок общения между детьми. Необходимо создавать ситуации, в которых у детей возникает потребность в общении, а затем подсказывать им адекватные средства общения. Большие возможности для развития общения детей между собой представляют и другие виды коллективной деятельности — совместный труд (дежурства, уборка кукольного уголка, работа на огороде), совместное создание поделок, рисунков, панно, сюжетных лепных поделок на занятиях по изобразительной деятельности и т.д. Познавательная функция речи. Хотя дети с нарушениями интеллекта приходят в дошкольные учреждения на пятом году жизни, их речь, еще не готова служить средством познания. Перед педагогами стоит задача сформировать познавательную функцию речи, которая связана со смысловой и грамматической сторонами ее развития.Познавательная функция речи формируется в процессе жизни детей, во всех видах деятельности и на всех видах занятий, которые проводятся в дошкольном учреждении. Целенаправленная коррекционная работа должна проводиться на специальных занятиях, где происходит уточнение и упорядочение, обобщение речевого материала.Важно учить детей правильно воспринимать, хорошо представлять себе действия реальные и изображенные на картинках. Особое внимание следует уделить словесным обозначениям пространственных отношений. Регулирующая функция речи. Широко распространенным в обучении видом словесной регуляции является инструкция. На первых этапах обучения инструкцию следует применять в сочетании с наглядными методами обучения. Сложную словесную инструкцию следует вводить в обучение постепенно, применяя для облегчения ее понимания членение инструкции, образную ее форму, повторение на каждом этапе деятельности ребенка. Постепенно, по мере ознакомления ребенка с предметами, их свойствами и отношениями, с действиями и обозначающими их словами, характер инструкции должен меняться. В нее должны включаться не только слова, обозначающие предметы и действия, но и слова, определяющие их свойства, качества и отношения, порядок действия. Усложняется со временем и структура инструкции — ребенка специально ориентируют на запоминание двух, а затем и трехчленной инструкции. Высшей формой словесной регуляции деятельности является планирование своей деятельности.

Предыдущая16171819202122232425262728293031Следующая

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *