Задержка психоречевого развития у детей 3 лет

.

Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) – это состояние, при котором ребенок поздно начинает говорить, логически мыслить, ему сложно воспринимать и анализировать информацию, трудно общаться со сверстниками и взрослыми.
Диагноз «задержка психоречевого развития», как правило, ставится детям старше 3 лет. Как утверждает статистика, с каждым годом количество детей с этой патологией увеличивается, и сегодня с задержкой психоречевого развития сталкиваются до 10% малышей.
Чем раньше родители выявят признаки ЗПРР у ребенка ― тем выше вероятность его полного выздоровления. 

 
Причины задержки психоречевого развития у детей
Часто задержка психоречевого развития появляется под воздействием факторов, которые повлияли на ребенка еще до его рождения. Среди них гипоксия (нехватка кислорода) в период внутриутробного развития, тяжелые инфекционные заболевания, которые будущая мама перенесла во время беременности. Опасность для ребенка представляют стремительные роды или роды, во время которых произошло обвитие пуповины вокруг шеи ребенка, а также родовые травмы ― например, травмы позвоночника. Задержка психоречевого развития у ребенка может быть симптомом таких серьезных болезней, как ишемия мозга, эпилепсия, гидроцефалия, детский церебральный паралич. Возможно развитие ЗПРР при высоком внутричерепном давлении, при опухолях мозга, и при ущемлении нерва шейных позвонков.
Считается, что к задержке психоречевого развития могут приводить некоторые особенности семейного уклада ― например, чрезмерная опека взрослых, или, наоборот, почти полное отсутствие внимания со стороны родителей. Роль «спускового крючка» в развитии ЗПРР могут сыграть психологические травмы в раннем детском возрасте.

Лечение задержки психоречевого развития у детей
(ссылка откроется в новом окне)

Диагностика задержки психоречевого развития у детей
Задержка психоречевого развития может начать проявляться уже в раннем возрасте.

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

К основным видимым признакам задержки психоречевого развития у детей относятся:*

  • Отсутствие реакции на слова родителей и их жестикуляцию в 4 месяца; 
  • Отсутствие лепета (повторяющихся слогов) в 8 месяцев; 
  • Отсутствие голосовой активности в возрасте 1 года; 
  • Непонимание простых слов и отсутствие реакции на собственное имя в 1,5 года; 
  • Крайне малый запас слов и сложности с заучиванием новых в возрасте 2 лет; 
  • Неумение формулировать простые предложения в возрасте старше 2 лет; 
  • Неумение строить предложения, медленная речь, проглатывание окончаний в возрасте 3 лет; 
  • Неумение обобщать предметы и говорить правильно выстроенными фразами в 4 года; 
  • Искажение звуков, неумение вести диалог, высказывать свои желания, пересказывать увиденное в 5 лет. 

Для того, чтобы поставить ребенку диагноз «задержка психоречевого развития», применяют специальные тесты на внимание, мышление, зрительную и слуховую память. Как правило, ребенка с такой патологией наблюдают совместно врачи невропатолог и логопед.
 
Симптомы задержки психоречевого развития у детей

Дети с задержкой речевого развития часто бывают замкнутыми; у них может быть повышенное слюноотделение и характерное лицо (с полуоткрытым ртом). Дети с ЗПРР могут быть как медлительны и заторможены, так и ― значительно чаще ― агрессивны, гиперактивны и почти неуправляемы со стороны взрослых.
ЗПРР проявляется слабой памятью, быстрой утомляемостью ребенка, несамостоятельностью, трудностями в общении со сверстниками, тревожностью, замедленным физическим развитием. Очень часто встречаются перепады настроения и эмоциональный контраст ― только что ребенок был весел и позитивен, а через 5-10 минут он уже плачет, топает ногами и злится. Дети школьного возраста, страдающие задержкой психоречевого развития, часто предпочитают играть с малышами, которых они понимают лучше, чем сверстников.

Последствия задержки психоречевого развития у детей
Сама по себе задержка психоречевого развития заметно затрудняет социальную адаптацию как в детском возрасте, так и в дальнейшей жизни. Нарушения мышления, логики, трудности с усвоением информации могут приводить к тому, что ребенок оказывается в изоляции.

Также Вам может быть интересно почитать:

Лечение задержки психоречевого развития у детей

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) у детей опасна тем, что диагноз может быть поставлен поздно.

Врачи утверждают: ЗПРР важно выявлять и начинать лечить уже в 2-3 года, тогда результат лечения будет очень ощутимым. Если же лечение задержки психоречевого развития началось после шести лет, то хороший результат будет лишь у 2 детей из 1000, а после 7 лет вероятность излечения падает еще ниже. Не менее важно и то, что лечение задержки психоречевого развития у детей должно быть комплексным: заниматься ребенком должны и родители, и невропатологи, и логопеды, и психологи, и специалисты в области рефлексотерапии.

Читать далее…

Последствия перинатальных поражений нервной системы

Большинство когнитивных нарушений, в том числе задержки психомоторного и речевого развития у детей, проблемы детей с СДВГ и другие заболевания головного мозга и ЦНС в легкой и умеренной степени происходит на фоне поражений нервной системы в перинатальный период.

Читать далее…

Как работает головной мозг

Мозг ― главное звено центральной нервной системы. Он расположен в полости черепа, внешне напоминает грецкий орех, а вес мозга взрослого человека составляет около 1,4 кг.
Основные анатомические составляющие головного мозга ― полушария и кора, ствол мозга, мозжечок, гипофиз и железы внутренней секреции гипоталамус и таламус. Каждая составляющая мозга выполняет свой набор функций, а все вместе они дают человеку возможность дышать, двигаться, говорить, слушать, воспринимать и усваивать информацию, развиваться ― проще говоря, жить.

Читать далее…

.

Под задержкой психоречевого развития подразумевается нарушение не только речи, но и умственного развития малыша.

Задержка развития ребенка

Подобного рода нарушения начинают выявлять уже на 2-3 году жизни малыша. При этом, чаще всего наблюдается первоначальное нарушение развития речи, что в итоге приводит к торможению и умственного развития ребенка.

Причины возникновения задержки психоречевого развития

Первичные внутриутробные аномалии:

  • преждевременные, стремительные роды;
  • асфиксия плода;
  • длительный безводный период;
  • развитие гидроцефалии.

В последнем случае, нередко возникает грубая задержка психоречевого развития, которая характеризуется полным отсутствием речи у малыша. Что касается умственного развития, то в такой ситуации ребенок полностью зависит от матери и практически не может себя обслужить самостоятельно.

Отношение родителей к своему ребенку очень разное. Часто встречаются чрезмерно обеспокоенные мамы и папы, которые, если малыш в 2 года не начинает говорить развёрнутыми фразами, просто паникуют. Ведь у соседки тёти Клавы её крошка уже все стихи Барто знает назубок! Но есть и такие родители, которые не замечают явных проблем в развитии дитяти, и только после диагноза врачей «задержка в развитии», обращаются к специалистам. Иногда случаи бывают настолько запущены, что родители узнают горькую правду о том, что помощь запоздала, и сейчас можно лишь адаптировать ребёнка к нормальной жизни в обществе. Как определить задержку психоречевого развития (ЗПРР), и какое требуется лечение?

Когда малыш начинает говорить?

В год малыш должен произносить до десяти облегченных слов и правильно называть несколько предметов.

В 2 годика малыш должен уметь строить фразы и краткие предложения, используя прилагательные и местоимения, в этом возрасте словарный запас расширен до пяти десятков слов.

В 2,5 года кроха должен уметь выстраивать сложные предложения, верно произносить почти все буквы, кроме шипящих, «л» и «р», ставить вопросы «где?», «куда?».

Малыш в 3 года должен говорить целыми предложениями, которые объединены по смыслу.

Дети в 4 года говорят грамматически верно построенными фразами, употребляют все части речи, умеют обобщать предметы в группы. В этом периоде они блистательные повторюшки!

Малыши 5-ти лет должны говорить практически как взрослые (словарный запас включает 3000 слов). Они верно произносят все буквы, пересказывают текст, сравнивают и оценивают действия героев.

Но как увидеть границу между отставанием и индивидуальными особенностями в развитии? Все индивидуальные особенности могут выйти за рамки в 2-4 месяца. Но в случае, если ваш малыш в 2,5 года не произносит фразы — речь идет о замедлении темпов речевого развития.

Замечаете, что речевое развитие крохи не соответствует возрастным нормам? Не стоит медлить — срочно проконсультируйтесь со специалистом!

Причины задержки психоречевого развития

Гидроцефалия или повышенное внутричерепное давление является очень распространенным и коварным заболеванием, которое может затаиться на некоторое время, а впоследствии вдруг обостриться и вызвать у ребенка новые проявления заболевания, включая и ЗПРР.

Родовой травмой часто называется повреждение головного мозга в процессе тяжелых родов (преждевременные, с обвитой пуповиной вокруг шеи, стремительные).

В группу перинатальной патологии ЦНС объединены повреждение головного мозга вследствие различных факторов, включая внутриутробную инфекцию и угрозу прерывания беременности, а также кислородную недостаточность до родов и во время них.

Специалисты, способные помочь малышу с задержкой речи

Дефектологи — начинаются занятия уже с 2-х лет, они помогут развить внимание у ребенка, его моторику, память и мышление.

Логопеды — они помогут «поставить» звуки, научат правильно выстраивать предложения и составлять грамотные рассказы. Многие логопеды работают с детками с 4-х лет. Проводится логопедический массаж мускулатуры речи для того, чтобы улучшить дикцию.

Неврологи — определяют неврологическую патологию, приведшую к ЗПРР, назначают лечение, зачастую — ноотропные препараты.

Рефлексотерапевты — используют методику микротоковой рефлексотерапии с целью активизации речевых зон головного мозга, чтобы постепенно восстановить речевое развитие ребенка.

Зачастую родители совершают одни и те же ошибки. Многие считают, что задержку развития должны «лечить» логопеды, но логопеды являются фактически учителями. Они только учат малыша — как верно произносить разные звуки. Поэтому многие логопеды настаивают на том, что ребенок должен достичь сознательного возраста (4-5 лет), после чего приступают к занятиям с ним.

Но к 5 годам задержка развития речи (ЗРР), к несчастью, может трансформироваться в задержку психоречевого развития (ЗПРР). А если ждать возраста 5-ти лет и не лечить ЗРР, это может привести к выраженному отставанию от детей-одногодок, и обучение будет возможно только в спецшколе или коррекционном классе.

Из-за разных нагрузок (даже небольших: прививок, детских инфекций, умственной нагрузки, высокой температуры) гидроцефалия обостряется, что становится причиной появления новых симптомов: головных болей, носовых кровотечений, истерик, нарушений сна, снижения памяти и интеллектуальных способностей, высокой отвлекаемости и агрессии.

Не важно, какая причина привела к повреждениям головного мозга, результат один – начинается неправильная или не достаточно активная работа разных зон головного мозга. У детей с ЗПРР в большей степени «повреждены» зоны, отвечающие за речь и интеллект, поэтому и происходит торможение в развитии и речи, и психики.

Методы лечения задержки психоречевого развития

Для лечения применяются препараты, являющиеся «активным питанием» и «стройматериалом» для нейронов в головном мозге (актовегин, кортексин, нейромультивит, лецитин). А также существует средство, которое «подхлестывает» деятельность речевых зон (когитум).

Все препараты назначает только врач-невролог.

Кроме того, в лечении ЗПРР применяют оптимальный комплекс процедур, включающий:

  • микротоковую рефлексотерапию;
  • занятия с логопедом, и, обязательно с детским психологом;
  • лекарственную терапию, подобранную индивидуально по завершению курса лечения, учитывая особенности и состояние ребенка;
  • логопедический массаж.

Благодаря микротоковой рефлексотерапии происходит выборочное восстановление работы разных центров головного мозга, что отвечают за дикцию, понимание речи, словарный запас, интеллектуальные способности и речевую активность.

Высокая эффективность этой методики связана с оказанием дополнительного лечебного воздействия на гидроцефалию — главную причину ЗПРР.

Пожалуй, главным в комплексе лечения задержки психоречевого развития, является своевременное обнаружение проблемы. Традиционно родители начинают заботиться о развитии речи малыша к 5-ти годам.

До этого периода родители оправдывают отсутствие речи или «кашу во рту» семейным наследием, ленью ребенка, протестом и т.д.

Если оно вызвано неврологическим заболеванием, то малышу назначаются соответствующие препараты. Особую роль в процессе становления речи малыша играет социализация. Именно поэтому, детей с признаками или предрасположенностью к подобным нарушениям, рекомендуют как можно раньше отдавать в дошкольные, коррекционные учреждения.

Педагог-дефектолог проводит корректирующие уроки с учетом индивидуальных патологий речи ребенка. Групповые занятия ребят помогают им социализироваться, привыкнуть и сдружиться с себе подобными.

Рефлекс повторения поможет детям развить и укрепить артикуляционный аппарат в дружественной и бережной атмосфере.

Тренинги и Психотерапевтические группы

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) у детей 3-5 лет: что это такое, симптомы, лечение, коррекция

.

Как проявляется ЗПРР с элементами аутизма

Задержка психо-речевого развития является серьезной проблемой, с которой сталкиваются многие родители на первых годах жизни своего ребенка. Такое нарушение имеет четкую клиническую картину и симптоматику, поэтому если мама внимательна к своему малышу, то она обязательно обнаружит возникшие отклонения. У специалистов возникают трудности с выявлением причин, которые побудили возникновение подобных расстройств.

Задержка психоречевого развития (ЗПР) у детей

Факторы, влияющие на развитие ЗПРР врачам точно установить пока не удалось.

Задержка психо-речевого развития часто дополняется элементами аутизма. В таких случаях наблюдаются следующие явления:

  • ребенок мало говорит;
  • речь невнятная, больше отрывков и звуков, чем слов;
  • может не понимать обращенную к нему речь;
  • больше реагирует на жесты или повышенный тон;
  • боится контакта с новыми людьми;
  • избегает незнакомых мест и предметов;
  • общение со сверстниками осложнено;
  • отсутствует чувство опасности.

Дети с диагнозом ЗПРР стремятся уединиться, находятся больше сами по себе, нежели в коллективе. Степень выраженности симптомов в каждом конкретном случае отличается. Один ребенок может говорить мало и редко, другой вообще общается при помощи жестов и звуков. При этом нарушения могут возникнуть внезапно. То есть нормальный и полноценный ребенок 2-х лет перестает разговаривать и его поведение становится не всегда адекватным, появляется чувство отчужденности. Для некоторых ситуаций характерны истерики и агрессия, для других — замкнутость и апатия.

Причины появления ЗПРР с элементами аутизма

  1. Гидроцефалия. Это повышенное внутричерепное давление, являющееся серьезным недугом. Обнаружить его не всегда удается сразу и болезнь может некоторое время не проявлять себя. Со временем гидроцефалия выражается в различных отклонениях, в том числе и ЗПРР с элементами аутизма.
  2. Родовая травма. Нарушения могут случиться в следствие повреждений головного мозга, возникших на фоне тяжелых родов, когда они преждевременные, скоротечные, с осложнениями.
  3. Перинатальная патология ЦНС. Здесь речь идет также о повреждениях головного мозга под влиянием таких факторов, как внутриутробная инфекция, недостаток кислорода, угроза прерывания беременности и прочее.

Специалисты отмечают, что данная патология свойственна детям с генетической предрасположенностью, то есть наследственностью. У них признаки задержки в развитии проявляются уже в раннем возрасте. Ребенок с таким заболеванием в 5 лет может практически не говорить и плохо понимать, но в остальном ведет себя вполне естественно. У него не возникает трудностей с потреблением пищи, одеванием, исправлением нужд. Малыш играется, но не может освоить чтение, письмо и другие более сложные задачи. Может различать цвета, но не способен самостоятельно их назвать.

Не редко дети с ЗПРР с элементами аутизма ведут себя очень возбужденно, даже агрессивно. В связи с тем, что они не имеют возможности выразить словами свои потребности и желания, дети постоянно плачут, впадают в истерики, размахивают руками.

Считается, что такое нарушение может стать также результатом перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, например — пневмонии. ЗПРР часто становится следствием неизлеченного ЗРР. Если в 2 года у малыша были заметны проблемы с речью и родители не приняли должных мер по их устранению, то к 5 годам возникнут отклонения уже психо-речевого характера.

Как лечить ЗПРР с элементами аутизма

Ребенку с подобными нарушениями потребуется помощь нескольких специалистов:

  • дефектолога;
  • логопеда;
  • невролога.

Дефектолог начинает работать с малышом в возрасте 2-х лет, помогая развивать моторику, память, мышление и внимание. Ближе к 4-м годам следует начать посещать логопеда, на занятиях которого ребенок учится строить предложения, выражать свои мысли. Также логопеды работают над постановлением звуков. Невролог занимается лечением неврологической патологии, которая стала причиной отставания в развитии.

Если в раннем возрасте у малыша отмечаются отклонения в речевом развитии, то необходимо срочно обращаться к специалистам, чтобы в дальнейшем не возникло серьезных нарушений в его психо-речевом развитии и не проявились аутические расстройства.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *