Дислексия у детей симптомы

Дислексия у детей

Сейчас   довольно часто в нашей стране  стало употребляться это слово. Что же оно означает?

Неспособность к обучению? Трудности в чтении? Нарушение фонематического слуха? Болезнь?

Стандартный словарь даёт такое определение: « Дислексия-нарушение способности читать, часто возникающее в результате генетического дефекта или повреждения мозга». ( Словарь Вебстера).

В нашей стране по сей день дислексию логопеды называют « Нарушением  фонематического слуха» или « Отсутствием фонематического слуха» и кардинально помочь и что-то изменить не могут. В школе такой ребёнок считается «педагогически запущенным», ленивым, «бездельником»; родители недоумевают-занимаются много, приглашают репетиторов, меняют школы…но результаты не улучшаются. Вся семья испытывает стресс…Ребёнок теряет интерес к занятиям, не хочет туда ходить…

Но последние исследования  учёных доказали, что дислексия-это не болезнь, а состояние,  которое  вдобавок ко всему ещё и непостоянное, и может меняться у одного и того же человека каждый день. Кроме этого, было обнаружено, что дислексия является настоящим талантом восприятия, врождённым даром, который ответственен  за большое количество способностей человека. Главное было выяснено, что эта способность бессознательная, но её можно научиться контролировать усилием воли. Это открытие  и дало миллионам детей и взрослых, страдающих от безграмотности; терпящих неудачи в образовательном процессе и считающих себя «неудачниками» и « не от мира сего», надежду на помощь и коррекцию их состояния. А что может быть лучше??? Да, это революционно новый метод коррекции дислексии и других нарушений способности к обучению – метод Р.Дейвиса.    

Рональд Делл Дейвис является одним из создателей и директором Центра по исследованию проблем чтения в штате Калифорния. Он в детстве сталкивался с большими трудностями  в обучении. До 38 лет  не мог избавиться от дислексии ,пока   не осознал, что её причина кроется в нём самом. Этот факт привёл его к открытию в 1980 году своего нового метода, который за это время приобрёл общественное признание и распространение по всему миру.

Звонки и письма от благодарных клиентов и их родителей, полученные за эти годы, свидетельствуют об устойчивом успехе, который подтверждается более высокими оценками в общеобразовательных работах и во вступительных экзаменах в вузы, а также повышением самооценки  и достижениями целей в карьере.

Некоторые родители удивляются и не верят, что можно что-то изменить за  5 дней  курсакоррекции ( 30 часов — 5 дней по 6 часов). Метод Дейвиса доказывает, что можно. Можно научить «инструментам», которые помогают справиться с «мешающим состоянием»,можно научить его контролировать; немало важно показать и научить родителей -«помощников», как работать дальше со своим ребёнком, как двигаться дальше.

Знакомство с книгой Р.Дейвиса «Дар дислексии» даёт общее представление о методе, но никак не может быть руководством для самостоятельной  работы. Это либо не даёт никакого результата, либо усугубляет проблему.Доверьте проблему лицензированным методистам!

www.dyslexia.comРОНАЛЬД Д. ДЕЙВИС

Метод  Дейвиса – реальная помощь при дислексии у взрослых и детей

Долгое время в школах многие дети, выглядевшие умными, но не способные читать либо писать на уровне сверстников, считались труднообучаемыми или просто ленивыми. Бывали также случаи со взрослыми, которые также воспринимались как безграмотные люди. И такое состояние людей считалось болезнью, которая называется дислексия. Многие отечественные логопеды до сих пор считают это нарушением фонематического слуха.

Дислексия у детей особо сильно выражается в процессе обучения в школе. И чтобы ни делали родители и учителя, в обучении практически не происходит изменений. Дислексия у взрослых также добавляет много хлопот, так как при данном состоянии у человека пропадает уверенность в своих силах, могут возникнуть проблемы на работе из-за недопонимания с руководством и сослуживцами.

Какие же при дислексии симптомы? Человек, который выглядит умным и умеющим грамотно выразить свои мысли, не способен к чтению либо письму на должном уровне. Считает себя глупым, занижая самооценку и скрывая свои проблемы за оригинальными выходами из сложившихся ситуаций. Имеет рассеянное внимание, будучи талантливым в искусстве, забывает о времени, не контролируя его. Лучше теоретического усваивает практический материал.

До последнего времени считалось, что болезнь дислексия вызвана дефектом на генетическом уровне либо повреждением мозга. Но последние исследования в данной области, проводимые Центром по исследованию проблем чтения, который расположен в штате Калифорния, доказали, что дислексия не является болезнью, а всего лишь определённым состоянием человека, притом, постоянно меняющимся.

Так что же делать при дислексии? Один из основоположников системы Дейвиса и директор Центра по исследованию проблем чтения Рональд Делл Дейвис до 38 лет имел диагноз дислексия. В один прекрасный момент он осознал, что причина этого состояния в нём самом, и, преодолев такую особенность своего организма, Р. Д. Дейвис сумел разработать метод, успешно помогающий  многим людям. И в настоящее время такой метод помощи  при дислексии стал доступен в России.

                                                              ВИДЫ КУРСОВ КОРРЕКЦИИ ПО МЕТОДУ Р. ДЕЙВИСА:

— БАЗОВЫЙ ( ОСНОВНОЙ) КУРС ( улучшение навыков чтения, правописания, коррекция дислексии, дисграфии);

— КУРС КОРРЕКЦИИ ДИСКАЛЬКУЛИИ ( улучшение навыков в математике, понимание математических действий, математических терминов);

— КУРС КОРРЕКЦИИ СДВ И СДВГ ( синдром дефицита внимания и гиперактивности);

— ЯЗЫКОВОЙ КУРС ( улучшение навыков в иностранном языке ( английском)).

Лицензия, подтверждающая право быть методистом по коррекции дислексии Международной ассоциации Дейвиса

Что такое дислексия у детей?

Стр. 444

В своих ранних работах М. Е. Хватцев связывал нарушения письменной речи непосредственно с нарушениями звукопроизношения. Те случаи, когда дефекты речи исправлялись, а нарушения чтения и письма оставались, автор объяснял большей стойкостью старых связей между образом звука и буквой.

В более поздних работах М. Е. Хватцев рассматривает эти нарушения более дифференцированно, с учетом сложной структуры процесса чтения и письма, и выделяет различные формы дислексии и дисграфии, многие из которых представляются достаточно обоснованными и до настоящего времени.

ДИСЛЕКСИЯ

В современной литературе для обозначения нарушений чтения используются термины: «алексия» — для обозначения полного отсутствия чтения и «дислексия», «дислексия развития», «эволюционная дислексия» — для обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением в отличие от тех случаев, когда акт чтения распадается, например, при афазиях.

Распространенность нарушений чтения среди детей довольно велика. В европейских странах отмечается, по данным различных авторов, до 10% детей с дислексиями, имеющих нормальный интеллект. По данным Р. Беккер, нарушения чтения наблюдаются у 3% детей начальных классов массовой школы, в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи количество детей с дислексией достигает 22%. По данным Р. И. Лалаевой, в первых классах вспомогательной школы нарушения чтения отмечаются у 62% учеников. По данным А. Н. Корнева, дислексия наблюдается у 4,8% учащихся 7—8 летнего возраста. В школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями и с задержкой психического развития дислексия выявлена в 20—50% случаев. У мальчиков дислексия встречается в 4,5 раза чаще, чем у девочек.

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Современный анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми.

Дислексия — лечение

Специалисты психологи утверждают, что дислексика очень просто выделить в толпе – по выражению лица,  походке, ведь всю жизнь его сопровождают негативные эмоции, чувство неловкости, заниженная самооценка. Помимо того, что дислексия коррекция после сделанной диагностики должна проводиться как можно раньше и полноценно, она невозможно без всецелой поддержки окружения.

Коррекция дислексии у ребенка

В частности, разумеется, в первую очередь родителей и школьных преподавателей. Многие родители не придают значения проблеме, считая, что и так «перерастет». Ничего подобного, «само» оно не проходит, а дислексия у взрослых коррекции поддается  труднее и далеко не во всех случаях. Даже если в детстве методы лечения дислексии были выбраны правильно, они могут не дать качественного результата, если ребенка морально не поддерживали, не укрепляли в нем веру в свои возможности и всячески не давали понять, что ни о какой неполноценности здесь речь не идет – его любят и ценят таким как он есть. На самом деле традиционная логопедия способна лишь убить творческие способности такого ребенка, здесь важен комплексный подход и перенаправление его нестандартных способностей в продуктивное русло.

Специфическая неспособность к чтению (дислексия СНЧ). Определение фенотипа СНЧ

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 20Следующая ⇒

В течение последних 20 лет исследования этиологии и симптоматологии дислексии является характерным для современной психогенетики.

Специфическая неспособность к чтению (СНЧ) – дислексия характеризуется присутствием существенных трудностей в обучении чтению при наличии нормального интеллекта, адекватного способа преподавания и нормальных социальных условий обучения и развития. Частота встречаемости дислексии среди школьников оценивается как равная 10%, причём среди мальчиков это нарушение встречается в 3-4 раза чаще, чем среди девочек.

Разработано несколько классификаций типов дислеклексии. D. Johnson, H. Myklebust [38] и E. Boder [14] предложили отнести ошибки произношения и правописания, делаемые дислексиками, в 3 группы: а) предоминантно-аудиторные, б) предоминантно-визуальные и в) смешанные.

Другие авторы [22; 37] выделили 4 типа дислексиков среди пробандов:

а) дислексики с пространственно-логическим дефицитом; б) дети с дефицитом кодирования и скорости переработки; в) дислексики с относительно специфичным дефицитом, который выражается в трудности чтения; г) дислексики смешанного или глобального типа.

Классификация основывалась на результатах нейропсихологического тестирования и содержит следующие категории: а) речевая неспособность; б) артикулярная и графомоторная дискоординация и в) визуально-пространстенная перцептивная неспособность.

Дети-дислексики часто имеют родственников с проблемами чтения. Выборка одного из самых больших семейных исследований фенотипа СНЧ состоящая из 116 пробандов (89 из них – мужского пола) и 319 их прямых родственников показала, что 47% отцов и братьев пробандов являлись дислексиками, в то время как только 38% матерей и сестер испытывали трудности с чтением. На основе подсчёта сегрегационных отношений для нескольких менделевских моделей было предположено, что дислексия передаётся аутосомно-доминантным способом наследования с половой модификацией степени выраженности [34].

Дополнительное подтверждение гипотезы о генетическом характере трансмиссии исследуемого признака было получено в рамках близнецовых исследований. Исследовались 338 пар однополых близнецов, среди которых 97 человек были диагностированы как дислексики [8]. Было найдено, что из 31 монозиготной пары, в каждой из которых по крайней мере один близнец имел СНЧ, 26 со-близнецов также были диагностированы как дислексики. Напротив, только 9 из 31 пары были конкордантны.

Дислексия у детей: правильные симптомы и правильное лечение

Среди близнецов фенотип СНЧ встречается значительно чаще, чем среди одиночных детей.

Таким образом, дислексия является семейным недостатком (большинство индивидуумов – мальчики и мужчины), и что частично этот феномен может быть объяснён присутствием генетических влияний в формировании исследуемого фенотипа. Одно из наиболее широко распространённых гипотез предполагает аутосомно-доиминантный способ передачи СНЧ, характеризующийся редуцированной и определяемой полом пенетрантностью. Результаты близнецовых работ также поддерживают гипотезу генетической передачи дислексии.

Применение метода анализа сцепления в семьях с высокой концентрацией дислексиков показало присутствие сцепления между исследуемым признаком и гетероморфным участком хромосомы 15. Семьи, подтверждающие гипотезу сцепления с маркерами на 15 – Х-хромосоме, характеризуются языково-процессуальным дефицитом, но демонстрируют хорошие визуально-пространственные навыки. Члены семьи, где отсутствовали сцепления с маркерами на хромосоме 15, характеризовались наличием визуально-пространственных проблем [69].

Расстройства внимания и гиперактивность

Синдром, характеризующийся дефицитом внимания и гиперактивностью (СДВГ), является самым частым среди нейроповеденческих расстройств детского возраста. Оценки частоты встречаемости СДВГ варьируют в пределах 2-15% [58], причём мальчики страдают этим нарушением в четыре раза чаще, чем девочки [31;59].

В настоящее время существуют гипотезы о том, что СДВГ является не только последствием определённых заболеваний, но также передаётся по наследству [67]. Частота встречаемости гиперактивности значительно выше среди как прямых, так и двоюродных родственников гиперактивных детей. Результаты регрессионного анализа показали, что СДВГ является семейным заболеванием и передаётся по наследству путём вертикальной трансмиссии, что свидетельствует в пользу гипотезы о присутствии генетических влияний в формировании гиперактивности [47;61]. Пробанды, страдающие СДВГ, значительно чаще демонстрируют симптомы расстройства поведения и аффективных нарушений (депрессия, тревожность) девиантного поведения и трудностей в обучении, как среди самих пробандов, так и их родственников. Согласно гипотезе, сформулированной J. Biederman et al. [10;11;12], СДВГ в сочетании с депрессией, в совокупности с расстройствами поведения или тревожности могут иметь общие генетические корни и передаваться в семьях как единое целое. Исследования, проводимые в популяционной выборке австралийских близнецов, подтвердили гипотезу, что дислексия и СДВГ генетически связаны друг с другом [17].

Аффективное расстройство поведения

В современной литературе относительно немногочисленное количество публикаций касается наследования детских форм эмоциональных расстройств. Исследование детей, родители которых страдали депрессией, позволило установить, что дети подвержены большому риску возникновения аффективных расстройств [31;65].

Частота встречаемости аффективных расстройств среди родственников биполярных (БП) подростков, психические симптомы которых проявились до 12-летнего возраста, составила 44% по сравнению с 24% для родственников пробандов, чьи первые симптомы нарушения появились в подростковом возрасте. Ранние симптомы, наблюдаемые в предподростковом периоде, характеризуются гиперактивностью и/или нарушениями поведения [62].

По мнению J.

Puig-Antich et al. [51] родственники детей предподросткового возраста, страдающих депрессией, продемонстрировали значительно более высокую подверженность психическим заболеваниям по сравнению с родственниками здоровых детей из контрольной выборки. Откорректированные по возрасту частоты встречаемости детей среди родственников первой группы составили 0,53 по сравнению с 0,28 среди родственников нормальных детей. Тревожность среди родственников детей, страдающих депрессией (0,27) была значительно выше, чем среди контрольной выборки (0,06).

Установлена связь между исходным периодом манифестации депрессии (предподростковый и подростковый периоды) и семейной отягощённостью аффективными расстройствами [65]. Таким образом, рано манифестирующий себя тип депрессии этиологически связан с другими аффективными расстройствами.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Вопросы для обсуждения

1. Какой тип наследования характерен для синдрома Жиля де ла Туретта?

2. Охарактеризуйте психогенетические исследования аутизма.

3. Раскройте сущность специфической неспособности к чтению.

4. Охарактеризуйте сопряжённость аутизма с другими психическими расстройствами.

5. Дайте характеристику психогенетических расстройств внимания.

6. Как часто среди нейроповеденческих расстройств детского возраста встречается синдром гиперактивности?

7. Назовите особенности аутистического расстройства у детей, имеющих маркер ломкой Х-хромосомы.

8. Какой тип наследования характерен для аутистического расстройства?

9. Раскройте сущность непроцессуального варианта аутистического расстройства при болезни Каннера.

10. Какой тип наследования выявляется при дислексии?

Вопросы для самостоятельной работы

1. Изучите генетические модели трансмиссии синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

2. Ассоциации и сопряжённость синдрома Туретта с другими психическими заболеваниями.

3. Генетические модели трансмиссии аутизма.

Индивидуальные задания.

1. Гетерогенность этиологии аутизма.

2. Психогенетические исследования дислексии.

3. Аффективные расстройства поведения, встречающиеся в детском возрасте.

Ситуационные задания

Задание 1.

У мальчика выявлена специфическая неспособность к чтению (дислексия). Уровень интеллекта нормальный. Известно, что отец и дедушка ребёнка имели проблемы с чтением.

Каким способом передаётся дислексия?

Задание 2.

У пациента с аутистическим расстройством выявлен генетический маркер ломкой Х-хромосомы.

Охарактеризуйте клинико-психологические особенности данного расстройства.

 

 

⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒

Читайте также:


Дислексия

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких специфических ошибках, обусловленное несформированностью или расстройством психологических функций, обеспечивающих процесс чтения.

По степени выраженности выделяют:

  • АЛЕКСИЮ (полная невозможность овладения чтением или его полная утрата).
  • ДИСЛЕКСИЮ (у детей — трудности в овладении навыком чтения, дефект его формирования, у взрослых — расстройство навыка).

    Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР (тяжелые нарушения речи) — алалия, афазия и т. п. Дислексия может наблюдаться у детей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью.

Этиология дислексии:

Дислексия — большей частью врожденное расстройство, процесс чтения изначально формируется искаженно. В случае приобретенной дислексии, чтение было сформировано, а затем навык пострадал или исчез.

В основе дислексии могут лежать различные этиологические факторы:

  • биологические причины. Недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный), патологии беременности, травматизация плода, асфиксии, менингоэнцефалиты, тяжелые соматические заболевания и инфекции, истощающие нервную систему ребенка. В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе чтения.

    При наличие органического повреждения головного мозга, дислексии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, ЗПР, умственной отсталости, задержки психомоторного развития.

  • социально-психологические причины. К таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, синдром госпитализма и т. д.

    А. Н. Корнев выделяет социальные и средовые факторы дислексии:

    1. завышенный уровень требований к ребенку в отношении грамотности
    2. возраст начала обучения грамоте (индивидуально)
    3. методы и темпы обучения (в идеале, должны быть индивидуальными для каждого ребенка).

Состояние психологической дезадаптации обычно возникает при сочетании этиологических факторов с неблагоприятными микро- и макросоциальными условиями.

В этиологии расстройств письменной речи выделяют три группы явлений:

  • конституциональные предпосылки (наследственная предрасположенность)
  • энцефалопатические расстройства, обусловленные вредностями пренатального, натального, постнатального периодов развития. Повреждения на ранних этапах онтогенеза чаще вызывают аномалии развития подкорковых структур, «поздние» вредности в большей степени затрагивают кору головного мозга.

    Кроме повреждения мозговых тканей и последующего выпадения функций, в большинстве случаев наблюдаются отклонения в развитии мозговой системы, получившие название дизонтогений (негрубые, остаточные (резидуальные) состояния). Из известных вариантов дизонтогенеза к патогенезу дислексии имеют отношение:

    • Дизонтогенез по типу ретардации
      • недоразвитие психологических функций
      • задержка развития психологических функций (замедленный темп развития)
    • Дизонтогенез по типу асинхроний

      Дезорганизация во взаимодействии и координации психологических функций при формировании функционального базиса письменной речи.

  • Cоциально-средовые факторы. Детская дислексия, как правило, является следствием недостаточности высших психических функций, их взаимодействия, что в свою очередь является результатом воздействия вредных факторов эндо- и экзогенного характера в разные периоды жизни ребенка.

Симптоматика дислексии:

В педагогической практике, говоря о дислексии, как правило, ограничиваются лишь симптомами непосредственно нарушения чтения (ошибки в чтении). При более широком рассмотрении этой проблемы можно говорить о клинических проявлениях расстройств, часто сопровождающих дислексию (например, психический инфантилизм, церебрастения и пр.). Р. И. Лалаева считает, что в таком клиническом рассмотрении нет необходимости, так как неречевые расстройства — факторы патогенетического механизма нарушения чтения (возникновения и развития). Дислексия проявляется в замедленном темпе чтения, в большом количестве разнообразных ошибок. Лалаева выделяет следующие группы ошибок чтения при дислалии:

  • замены и смешения букв, обозначающих фонетически близкие звуки, замены графически сходных букв
  • нарушения слияния букв в слоге
  • искажения звуко-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления букв и слогов)
  • нарушение понимания прочитанного на уровне слова, предложения, текста при отсутствии расстройства технической стороны чтения
  • аграмматизмы при чтении, иногда зеркальное чтение

По проявлениям принято выделять литеральную (чтение букв) и вербальную (чтение слов) дислалию.

Клинико-психологический подход к рассмотрению механизмов дислексии:

Так же, как и механизмы дисграфии, механизмы дислексии рассматриваются в различных аспектах. Все аспекты рассмотрения правомерны, взаимодополняют друг друга и дополняют картину дислалии в целом.

Дислексия рассматривается в синдроме неврологических энцефалопатических нарушений. Иначе говоря, дислексия наблюдается у детей с системными нарушениями различных уровней центральной нервной системы (локальные, диффузные, органические и функциональные расстройства центральной нервной системы, пирамидная недостаточность, корковые нарушения, дисфункции подкорковых систем).

С точки зрения коррекционно-педагогического подхода, у детей с дислексией отмечается парциальная недостаточность высших психических функций, нарушения тонуса, устойчивости, подвижности психических процессов, нарушения их регуляции. У детей с дислексией отмечаются патологические особенности эмоционально-волевой сферы. По А. Н. Корневу дислексия — это парциальная ЗПР с дизонтогенетическо-энцефалопатической природой. Обусловлена генетическими и экзогенными факторами (патологии беременности, родов, травмы головы и т. п.). Дислексия, как вариант ЗПР, характеризуется выраженной неравномерностью психического развития ребенка. Наблюдается слабость вербально-логического мышления при сохранном наглядно-образном, хорошая адаптация в житейских условиях и школьная дезадаптация. Для интеллекта таких детей характерно: недостаточный объем кратковременной и слухоречевой памяти, дефицит изобразительных и графических способностей, неполная вербализация пространственных отношений и т. п.

Корнев выделяет два варианта дислексии:

  • речевая в сочетании с недоразвитием устной речи
  • неречевая без сочетаний

В своих исследованиях А. Н. Корнев установил несколько вариантов сочетания дефицитарных функций у детей с дислексией:

    • кратковременная слухоречевая память
    • незрелость динамического праксиса
    • слабость оперативной обработки зрительно-зрительных и зрительно-моторных ассоциаций
    • кратковременная слухоречевая память
    • снижение изобразительных и графических способностей
    • слабость автоматизации речевых рядов
    • слабость вербализации пространственных представлений
    • снижение изобразительных и графических способностей
    • слабость автоматизации речевых рядов

Вывод: Необходимо привести методы обучения чтению в соответствие со структурой дефекта у ребенка с дислексией.

Психолого-физиологический (анализаторный) подход:

Понимание механизмов дислексии говорит о том, что природа дислексии в неполноценности работы анализаторов, т. е. механизмы дислексии рассматриваются на сенсомоторном уровне. С позиции психических функций строится подход О. А. Токаревой, в котором выделено:

  • акустическая дислексия (недиффиренцированность слухового восприятия, ведущая к недоразвитию звукового анализа)
  • оптическая дислексия (недостаточность зрительного восприятия и представлений, ведущие к нарушениям зрительного восприятия букв, дифференциации графически сходных букв)
  • моторная дислексия (а) нарушения движения глаз; б) нарушения речедвигательного воспроизведения (проговаривания)).

Психологический подход к пониманию дислексии:

Дислексия связывается с несформированностью психических функций, обеспечивающих процесс чтения.

  1. Нарушения зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений
  2. Недостаточное развитие или нарушения устной речи

Большинство исследователей связывают дислексию именно с нарушениями устной речи.

Сочетание психологического и психолингвистического подходов встречается в работах зарубежных авторов, так, например, Ф. Валмотино основными факторами затруднения чтения считает недоразвитие звуко-буквенных ассоциаций и нарушения фонетического декодирования. М. Коул говорит о трудностях установления кодовых соответствий (звук — буква) и автоматизации этого процесса, а также подчеркивает несформированность мотива чтения, снижение познавательной активности.

Процесс чтения:

Чтение — воссоздание звуковой формы слова на основе его графического изображения. По психолого-физиологической структуре, чтение противоположно письму. Если в письме мы исходим из замысла, выражая смысл в виде буквенных знаков, то в чтении от восприятия букв переходим к смыслу. Овладение и письмом, и чтением происходит по аналитико-синтетическому принципу. В письме преобладает процесс анализа, в чтении — синтеза.

В процессе чтения участвуют речедвигательный, речеслуховой и речезрительный анализаторы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что процесс чтения несколько легче процесса письма, в котором участвует еще и двигательный анализатор. Необходимое условие для осуществления процесса чтения — движение глаз. Стратегия чтения заключается в забегании вперед (антипация) и возвращении назад (регрессия), которые обеспечиваются сложными движениями глаз.

При ограничении свободы движения глаз по тексту процесс чтения нарушается. Восприятие слов (сам процесс чтения) происходит в момент фиксации, т. е. остановки глаз на строке. В процессе чтения время фиксаций в 12-20 раз длительнее времени движения глаз по строке. Количество остановок зависит от структуры слова, его знакомости и т. п. Единицей чтения является слово. Буквы выполняют роль ориентиров в нем. В процессе чтения глаз воспринимает не все буквы, а лишь доминирующие, несущие наибольшее количество информации о слове.

Сенсомоторный уровень чтения включает в себя следующие звенья:

  • звуко-буквенный анализ
  • удержание полученной информации
  • смысловые догадки, возникающие на основе полученной информации
  • сличение, т. е. контроль возникающих гипотез

Сенсомоторный уровень обеспечивает «технику чтения»: скорость восприятия и его точность.

Семантический уровень: на основе данных сенсомоторного уровня обеспечивает понимание задач и смысла информации.

Основная задача чтения — понимание письменного сообщения.

Предпосылки формирования чтения:

По Р. И. Лалаевой, навык чтения зависит от сформированности у ребенка:

  • фонематического восприятия (дифференциация фонем)
  • фонематического анализа
  • зрительного анализа и синтеза (дифференциация букв)
  • пространственных представлений
  • зрительного мнезиса (запоминание букв)

Процесс чтения включает в себя следующие операции:

  • восприятие графического образа слова
  • перевод графической формы в звуковую
  • понимание прочитанного

По мере автоматизации навыка чтения, понимание начинает опережать восприятие, что проявляется в виде смысловых догадок (угадывание смысла в пределах слова, фразы, абзаца).

По Егорову 4 ступени навыка чтения:

  1. Овладение звуко-буквенными обозначениями. Характеризуется формирования зрительного узнавания букв слова и прочтением слога после слияния букв.
  2. Слоговое чтение. Слог читается легко, но есть трудности слияния слогов в слова.
  3. Становление целостных приемов восприятия. Слова знакомые, простые по структуре, читаются целостно, трудные — по слогам. Ребенок синтезирует слова в предложения и в пределах предложения появляется смысловая догадка.
  4. Синтетическое чтение. Целостное чтение словами и группами слов. Главная задача — осмысление прочитанного.

Сложность процесса чтения заключается в следующем:

  • несоответствие звуков и букв в русском языке
  • сложность и разные способы обозначения мягкости согласных звуков
  • наличие йотированных гласных
  • наличие слабых позиций звуков

Одна из наиболее популярных в мире классификаций дислексии принадлежит Саре Борель-Мезони. Она построена по принципу учета патогенеза детей с дислексией.

  1. Дислексия, связанная с нарушениями устной речи. Механизм речевого недоразвития сводится к сенсорным (слуховым) нарушениям (нарушениям слуховой памяти, слухового восприятия). Дети с трудом устанавливают связь между слуховым образом (звуком) и буквой.
  2. Дислексия, связанная с неполноценностью пространственных представлений. При такой форме нарушено восприятие формы, величины, расположения в пространстве, схема тела. Отмечается неполноценность кинестетической памяти, иногда — моторная дискоординированность, диспраксические нарушения.
  3. Смешанная дислексия (самая многочисленная группа). При этой форме у детей отмечаются нарушения зрительного и слухового восприятия, моторные отставания, недоразвитие устной речи, недостаточность пространственных представлений.
  4. Ошибочная (ложная) дислексия. При такой форме дети не имеют каких-либо нарушений устной речи, пространственных представлений и т. д. При этом они не овладевают чтением вследствие педагогической запущенности, влияния неблагоприятной окружающей среды или неправильных методик обучения чтению.

Классификация Р. И. Лалаевой построена на основании учета нарушенных операций процесса чтения:

  1. Оптическая дислексия. У детей с такой формой дислексии отмечаются различные нарушения
    • зрительного гнозиса. Чаще всего это может быть выражено при узнавании предметов в условиях усложненного восприятия, введение оптически сложных заданий. Необходимость оптического анализа, выделение из фона, вызывают у детей затруднение.
    • Оптико-пространственного гнозиса и праксиса. В процессе рисования или конструирования дети упрощают фигуру, снижают количество элементов, неправильно располагают линии по сравнению с образцом, затрудняются в конструировании букв.
    • Несформированность пространственных представлений. Проявляется в затруднениях определения пространственных отношений между предметами, определении расположения предмета по отношению к себе, затруднениях речевого обозначения пространственных отношений.

    В целом, состояние высших зрительных функций у детей с оптической дислексией характерно:

    • недифференцированностью пространственных соотношений между графическими элементами целого
    • нерасчлененностью зрительного восприятия графического изображения, неспособностью к зрительному анализу и синтезу
    • неточностью восприятия и воспроизведения зрительного ряда

    Все это ведет к трудностям усвоения букв, смешению графически сходных букв по различным оптическим признакам.

  2. Фонематическая дислексия. Связана с недоразвитием функций фонематической системы. Функции фонематической системы по В. К. Орфинской:
    • смыслоразличительная (соотнесение определенных сочетаний фонем со смыслом, изменение одной из фонем или их последовательности ведет к изменению смысла)
    • слухопроизносительная дифференциация фонем (различение фонем акустически и артикуляторно)
    • фонематический анализ (разложение слова на составляющие его фонемы)

    У детей с фонематической дислексией нарушенными оказываются функции слухопроизносительной дифференциации фонем и фонематического анализа.

    Р. И. Лалаева выделяет две группы фонематической дислексии:

    • нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия (различения фонем), которое проявляется в трудностях усвоения букв. Это, в свою очередь, связано с нечеткостью слухопроизносительных представлений, со смешением акустико-артикуляторно близких звуков.
    • Нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического анализа (многоплановая функция, включающая в себя как простые, так и более сложные формы анализа звукослоговой структуры слов).

    В. К. Орфинская выделила следующие виды анализа:

    • определение наличия (отсутствия) звука
    • определение первого (последнего) звука
    • определение места звука в слове (начало, середина, конец)
    • определение количества звуков
    • определение последовательности звуков
    • определение места звука в слове по отношению к другим звукам (соседние звуки)

    У детей недоразвитие фонематического анализа может быть обусловлено:

    • нарушением слухопроизносительной дифференциации, проявляющегося в том, что в процессе анализа структуры слова происходит замена акустико-артикуляторно близких звуков
    • трудностями переноса действий фонематического анализа в умственный план на основе фонематических представлений. Проявляется в сложностях фонематического анализа, если слово не было произнесено вслух
    • неумением расчленить слог (при анализе вместо звука называется слог)
    • невозможностью определить последовательность звуков в слове

    При фонематической дислексии наблюдается побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слов, частые ошибки: пропуски согласных при стечении, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов.

  3. Аграмматическая дислексия. Обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Чаще всего встречается у детей с ОНР различного патогенеза. В процессе чтения у детей с аграмматической дислексией наблюдаются следующие ошибки: изменение падежных окончаний существительных, числа существительных, неправильное согласование в роде, числе, падеже прилагательных и существительных, изменение числа, родовых окончаний местоимений, изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени, изменение формы, времени и вида глаголов.

  4. Семантическая дислексия. Проявляется в нарушениях понимания прочитанного при технически правильном чтении. Варианты:
    • послоговое чтение. При этом у ребенка отмечаются трудности звукослогового синтеза. Последовательно произносимые слоги не объединяются в значимое целое, следовательно, информация при чтении не воспринимается
    • синтетическое чтение целыми словами, при котором у ребенка наблюдается нечеткость представлений о синтаксической связи внутри предложения.

      Симптомы дислексии у детей

      Слова воспринимаются изолированно, вне связи друг с другом

    • слоговое чтение с непониманием читаемого, усугубленное недифференцированными представлениями о синтаксических связях внутри предложений

    При семантической дислексии нарушается понимание фактического содержания текста и понимания его смысла.

  5. Мнестическая дислексия. Обусловлена нарушениями речевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы. Ребенок не запоминает буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв). Диагностический параметр: при обследовании выявляются нарушения слухоречевой памяти.
  6. Тактильная дислексия у слепых. Изучение тактильной дислексии важно тем, что дает подтверждение того, что дислексия является прежде всего языковым расстройством. При чтении слепые используют иную сенсомоторную систему (тактильные ощущения при чтении по Брайлю), а не зрительное восприятие. Исследования показывают, что дислексия слепого ребенка по своим механизмам не отличается от дислексии как языкового расстройства у зрячих. Основное нарушение при тактильной дислексии — нарушение символьного узнавания букв Брайлевского письма. Слепые дети при чтении смешивают буквы, теряют слова, часто наблюдается угадывающий характер чтения (без прочтения последних букв). Характер нарушений движений пальцев у слепых детей с дислексией соответствует характеру нарушений движений глаз у зрячих детей (частые регрессии, хаотичные движения).

Главная &#8594 Педиатрия

Дислексия, дисграфия

Дислексия (легастения), а также алексия, аграфия, дисграфия относятся к видам патологии в способности к обучению. Легастения — это затруднения в процессе мышления, сосредоточения, выстраивания логических связей, в силу которого ребенку с нормальными интеллектом, мотивацией, социально-культурными условиями трудно читать и запоминать полученную информацию.

Как лечить дислексию у детей?

Алексия — потеря способности к чтению и к пониманию прочитанного, нарушение узнавания текста. Аграфия — утрата способности писать при сохранности двигательных функций руки, а дисграфия — затруднения при письме, проявляющиеся у ребенка пропуском или перестановкой букв, заменой одних букв (или слогов) другими.

По данным исследований, наиболее частыми патологиями поведения и способностей, обуславливающими расстройства письма и чтения у детей, являются дисграфия и дислексия. Интеллект у таких детей чаще всего не нарушен.

Причины возникновения

Причины дислексии изучаются уже многие десятилетия, однако однозначно их еще никто не перечислил и не выяснил. Поражения головного мозга, оказывающие влияние на речевые центры, были обнаружены лишь у немногих детей с нарушениями чтения и письма. Многие указывают на наследственный фактор (наследственную слабость психических функций, необходимых при письме и (или) чтении), поэтому существует и такой диагноз, как «врожденная алексия». Дислексия может быть первичной, т.е. когда говорят о дислексии наследственного происхождения. Благодаря новейшим генетическим исследованиям ее связывают с изменениями генов. А вторичное расстройство чтения возможно при умственной отсталости, а также различных других болезнях. Предполагается, что дислексия не является частым заболеванием. Также как тучность или высокое кровяное давление — это патология, распространившаяся в популяции.

Признаки дисграфии

  • пропуск букв;
  • при письме перестановка букв с похожим звучанием или артикуляцией;
  • пропуск слогов; замена букв;
  • соединение слов в одно целое;
  • графические ошибки (замена похожих букв, их неправильное написание);
  • грамматические ошибки.

Признаки дислексии

  • затрудненное запоминание букв;
  • замена букв по акустическому и графическому подобию;
  • побуквенное чтение, неспособность соединения букв в слоги;
  • замена окончаний;
  • нелогичное сочетание слов.

Нередко такие дети, выполняя математические задания, путают знаки сложения, вычитания, умножения, деления, пишут не те знаки. Сегодня некоторые специалисты полагают, что характерных для дисграфии или дислексии ошибок вообще не существует.

Лечение

Усиленная «зубрежка», сочетаемая с длительным и терпеливым обучением письму в школе и дома часто приносит лишь незначительные результаты. Однако и методы лечения, применяемые психологами, не являются столь эффективными, как это ожидалось.

Если у учеников наблюдаются расстройства письма и чтения, они могут посещать логопедические занятия. Занятия длятся 20-25 минут.

Устранение определенных расстройств чтения и письма возможно, так как слух у ребенка развивается. Ведь нарушенные речевые функции восстанавливаются даже при удалении речевой зоны в коре головного мозга. Но если эти расстройства остаются незамеченными в I классе и не подвергаются коррекции, позднее ребенок испытывает трудности в учебе.

Главное, чтобы родители были терпеливыми, правильно реагировали на трудности, возникающие у ребенка и не упрекали его в лени. Заметив нарушения, следует обратиться к логопеду. Иногда ребенок нуждается в помощи ортодонта, психолога или невролога.

Другие статьи по теме:

Графология

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *