Гиперактивность у детей что это такое

Гиперактивность у детей

Гиперактивность — это состояние, при котором возбудимость и физическая активность человека превышают норму. Если такое поведение становится для окружающих людей проблемой, то гиперактивность объясняется как расстройство поведения. Гиперактивность чаще всего встречается у детей и подростков, поскольку вызывается эмоциями.

Гиперактивность также используется для описания ситуации, когда какая-либо часть тела слишком активна — например, когда щитовидная железа вырабатывает слишком много гормонов (гиперактивность щитовидной железы или гипертиреоз — означает, что она вырабатывает слишком много гормонов, в результате чего организм человека расходует имеющуюся у него энергию ускоренным темпом. Для гиперактивности щитовидной железы характерны: повышенная нервозность, плохое настроение, бессонница, быстрая потеря веса, обильное потоотделение и непонятная дрожь в мышцах. Все эти симптомы могут свидетельствовать о нарушениях работы щитовидной железы. Это не лечится лишь лекарственными препаратами — необходимо правильное питание, а также приведение в порядок всех биомеханических процессов в организме).

Гиперактивное поведение, как правило, относится к постоянной деятельности, при которой человек легко отвлекается, он импульсивен, не способен сосредоточиться, часто агрессивен и т.п.

Типичное поведение гиперактивного человека, в том числе ребенка, может включать:

— ерзание или другие постоянные движения и перемещения;
— частое хождение в разные стороны;
— много болтовни;
— сложности в участии в тихой деятельности (например, чтении).

Гиперактивность не легко и не сразу определяется. Это часто зависит от наблюдателя. Поведение, которое кажется чрезмерно активным для одного человека, может показаться не чрезмерно активным для другого. Тем не менее, некоторые люди, в том числе дети, по сравнению с другими, явно гораздо более активны, что может стать проблемой, если это мешает учебе в школе или дружбе с другими ребятами. При этом, гиперактивность часто является более серьезной проблемой для школ и родителей, чем для ребенка.

Многие гиперактивные дети бывают несчастными, и некоторые из них иногда даже впадают в депрессию. Гиперактивное поведение может сделать ребенка объектом для издевательств или усложнить процесс его обучения в школе, а также его общение с другими детьми. Дети, которые являются гиперактивными, часто наказываются за свое поведение.
Чрезмерное движение (гиперкинетическое поведение) часто изменяется, и гиперактивность уменьшается — по мере взросления ребенка. Это может полностью исчезнуть к подростковому возрасту ребенка.

Общие причины гиперактивности

— синдром дефицита внимания с расстройством нервной системы;
— расстройства мозга или центральной нервной системы;
— эмоциональные расстройства;
— гипертиреоз.

 

Лечение и уход на дому

Ребенок, который в основном просто активен, часто хорошо реагирует на конкретные направления и программы регулярной физической активности. С другой стороны, ребенку с гиперактивностью нелегко следовать направлениям и контролирующим его действиям со стороны взрослых воспитателей и наставников.

Родитель должен обратиться к врачу, если:

— его ребенок кажется упорно гиперактивным;
— ребенок очень активен, агрессивен, импульсивен и имеет трудности с концентрацией внимания;
— уровень активности ребенка вызывает социальные трудности или трудности с учебой.

Врач или медсестра выполнит диагностический осмотр и задаст вопросы о симптомах и истории болезни ребенка — такие, например:

— новое ли это поведение для ребенка или ребенок всегда был очень активным;
— становится ли поведение ребенка все хуже;
— что из следующего родитель заметил в поведении ребенка: является ли ребенок физически активным; легко ли ребенок отвлекается; есть ли у ребенка проблемы следующие направления; более или менее активным стал ребенок; является ли ребенок в школе более активным, чем дома;
— какие еще симптомы присутствуют.

Врач может порекомендовать родителю повести ребенка на полное психологическое обследование, а также анализ домашних и школьных условий.

Гиперактивный ребенок

«Такой ребенок, став на ножки, тотчас же сразу начал бегать. С тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. И даже кушать ему легче, когда стоит, а не сидит. Особо непослушны руки. Они все трогают, хватают, ломают, дергаю, бросают… Его ноги могут целый день носиться, догонять кого-то, вскакивать, скакать без передышки. Ему хочется увидеть все одновременно, но «рассматривая» все, малыш не видит сути.

Все о детях, все для родителей

Взгляд скользит лишь по поверхности, не больше, удовлетворяя любопытство. Неусидчивость его бросается в глаза. Он рассеян, и внимание его не может задержаться ни на чем больше мига. Оно также «бегает», как ноги, «выключаясь» и «включаясь» неизвестно как. Кроме этого, такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. У него самооценка на нуле или же немного выше. И неудивительно, что этот комплекс тянется за ним потом, как шлейф, мешая в жизни, особенно тогда, когда он начинает посещать школу». Так описывает гиперактивного ребенка А.И. Баркан в своей книге «Его величество ребенок».

Диагноз «гиперактивность» стал довольно часто использоваться в нашей речи, его используют воспитатели в детском саду по отношению к неугомонному мальчишке, учителя в школе, если какой-то ребенок не дает проводить уроки, родители, которые устали бегать за своими детьми всюду. Давайте разберемся, что же такое гиперактивность, на каком основании ставят этот диагноз и что можно предпринять родителям, чтобы помочь своему ребенку.

СДВГ – синдромом дефицита внимания с гиперактивностью является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с собой и окружающими, нарушения принятия себя и соответственно – заниженной самооценки.

Независимо от причин, вызвавших СДВГ, основными признаками проблемы является сочетание трех симптомов с различной степенью выраженности каждого: невнимательности, гиперактивности, импульсивности.

Не путайте СДВГ и личностные особенности

Невнимательность, гиперактивность, импульсивность могут быть особенностями темперамента и характера ребенка. Бывает так, что ребенок часто ведет себя спокойно, но как только что-то его тревожит, начинает много двигаться, говорить, невнимательно слушает и т.д.

Иными словами можно сказать, что есть «неврологическая» гиперактивность, когда нервная система ребенка устроена так, что он не может не двигаться. И «психологическая» гиперактивность, когда ребенок активностью успокаивает себя, снимает свою тревогу или другие чувства. Кроме этого, ребенок по темпераменту может быть очень активным и тогда, это просто является его особенностью, ему в принципе нужно много двигаться, но, как правило, у таких детей не страдает внимание, они все схватывают налету. Мальчики часто бывают более подвижными чем девочки, это также связано с их конституциональными особенностями. Мы привыкли воспринимать девочек более спокойными, в таком случае если девочка много двигается, ей приписывают гиперактивность, но это так же может быть особенностью ее темперамента или психологической защитой.

«Возрастная» гиперактивность

Трудности в диагностике объясняются еще и тем, что для многих детей 3-6 летнего возраста некоторая гиперактивность является вариантом нормы и отражает неравномерность, асинхронность развития центральной нервной системы. Кроме того, в целом, для данной возрастной группы процессы возбуждения в коре головного мозга преобладают над процессами торможения. Поэтому речь о постановке диагноза СДВГ может идти не раньше достижения ребенком 6 лет.

Исходя из сказанного выше, можно сделать следующий вывод — фактором, определяющем дальнейшие действия родителей, надо считать не наличие гиперактивности в поведении ребенка, а степень ее выраженности и влияния на общий процесс развития.

Чем опасна гиперактивность?

· низким качеством жизни ребенка – согласитесь, это не очень приятно, когда ты не можешь достичь желаемого результата, потому что у тебя нет волевых навыков, терпения и достаточного уровня внимания.

· нарушениями в социализации – ребенку трудно адаптироваться в новом коллективе, привыкать к рамкам и правилам, установленным в школе, наряду с этим есть высокая потребность быть принятым другими. А если желания (потребности, мечты) не реализуются общепринятым способом, присутствует высокая вероятность достичь желаемого через другие формы поведения (манипулирование, криминализация поведения и т.д).

· нарушениями характера – через формирование депрессивных или, наоборот, агрессивных установок, рост невротизации, истерических и эгоцентрических черт личности. Все это приводит к выработке соответствующих черт характера, которые осложняют взаимодействие с окружающими.

· существенно большей предрасположенностью к различного рода зависимостям (алкогольной, наркотической, игровой, табакокурению). Как способ бороться с чувствами собственной неполноценности.

Этот список можно продолжить.

Чем полезна гиперактивность?

Если ребенок научается контролировать свои проявления, развивает волевые качества, усидчивость и внимание, учится справляться с тревогой другими способами. Тогда гиперактивность переходит в конструктивную активность и за счет изначально большого заряда энергии, человек может добиться больших успехов в деятельности, которую он выбрал.

Важно понимать: правильно и своевременно диагностированная гиперактивность поддается эффективной коррекции; стандартных схем нет, необходим индивидуальный подход к ребенку и разработка персональной коррекционной программы;

родители являются не просто участниками коррекционной программы – они выполняют основную роль в процессе коррекции;

результат должен нравиться не только вам, но и вашему ребенку.

Родителям гиперактивного ребенка.

1.

Продумайте режим дня малыша до мелочей. Старайтесь ему следовать. Так ребенок постепенно привыкнет к рамкам и сможет сам себя контролировать.

2. Игра для Вашего ребенка – главное лекарственное средство

3. Старайтесь приобщать ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. При этом ребенок должен понять цель игры и подчиняться ей. Вам необходимо постараться неусидчивость ребенка перевести в целенаправленную игровую деятельность.

4. Чтобы выработать у гиперактивного ребенка усидчивость, необходимо приучать его играть помимо шумных игр в тихие, используя мозаику, лото и домино. Эти игры учат также концентрировать внимание, что очень понадобится в школе.

5. Давайте нагрузку ребенку на короткие промежутки, делайте между занятиями перерывы, чтобы малыш мог побегать и сбросить напряжение.

6. Чтобы создать условия для концентрации внимания гиперактивного ребенка во время его деятельности, необходимо убрать лишнее, что может попасть ему на глаза.

7. Будьте последовательны и в наказаниях, и в поощрениях.

8. Все старания ребенка и даже слабые попытки что-то сделать, о чем Вы просили, необходимо сразу поощрить.

9. Обращайтесь за помощью к неврологу и обязательно психологу.

Связаться с автором Сапегина Д.Л.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ, встречающаяся в детском возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми.

Диагноз

гиперактивности обычно ставится, когда родители и учителя жалуются, что ребенок чрезвычайно подвижен, непоседлив и плохо себя ведет или плохо учится; его руки и ноги в постоянном движении, он ерзает на стуле, не успокаивается ни на минуту и неспособен концентрировать внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы однозначно подтверждал диагноз гиперактивности. Многие родители отмечают начало такого поведения в младенчестве или в возрасте двух–трех лет. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность усугубляется.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностю (СДВГ). Так называемый синдром дефицита внимания (СДВ) весьма часто отмечается у гиперактивных детей; в этих случаях говорят о наличии у ребенка СДВГ. Основной признак синдрома – это неспособность ребенка сосредоточиться; другие признаки – гиперактивность, импульсивность, отвлекаемость – бывают выражены в разной степени. У детей с СДВГ имеется минимальная дисфункция головного мозга, вследствие чего характерные поведенческие отклонения нередко сочетаются у них с плохой координацией движений, эмоциональной лабильностью, некоторой задержкой развития, трудностями восприятия и усвоения учебного материала, дефектами речи и легкими неврологическими нарушениями, выявляемыми при медицинском обследовании.

СДВГ встречается в США у 3–5% детей школьного возраста. Примерно так же часто встречается гиперактивность, не связанная с СДВ. У мальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек.

Причины.

Возникновение гиперактивности связывают с действием самых разнообразных факторов. По мнению большинства специалистов, важнейшую роль играют те факторы, которые сказываются на развитии головного мозга в период беременности, родов и младенчества. Это могут быть инфекции, травмы, преждевременные или трудные роды.

Другие возможные причины – наркомания у матери, прием ею токсичных препаратов во время беременности, свинцовое отравление, плохое питание. Иногда можно говорить о гиперактивности как наследственной черте. Хотя обычно гиперактивность сочетается с нормальным интеллектуальным развитием, возможны также случаи умственной отсталости или эмоциональных нарушений. Только в редких случаях гиперактивное состояние возникает после травмы или мозгового заболевания либо одновременно с началом серьезного неврологического или психического расстройства.

Лечение

ребенка должно проводиться с учетом его индивидуальных особенностей. Может быть использовано только медикаментозное лечение или в сочетании с педагогической и психологической помощью.

Гиперактивность у детей: симптомы, причины, коррекция

Многим детям, чтобы повысить внимание, назначают стимулирующие центральную нервную систему препараты, в частности амфетамины. Эффективность применения других медикаментозных средств или специальных диет остается неясной. Следует иметь в виду, что лекарства могут обладать значительным побочным действием, и их использование должно быть лишь частью общей программы лечения, осуществляемого совместными усилиями родителей, врачей, учителей, а иногда и других специалистов.

Гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. В их школьном расписании необходимо выделить время на дополнительные занятия. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Очень важно научить членов семьи правильно обращаться с гиперактивным ребенком.

К сожалению, некоторые дети так никогда и не избавляются от гиперактивности; у них больше шансов стать в дальнейшем хроническими алкоголиками или психически больными людьми. Сохранившиеся признаки гиперактивности и импульсивности следует учитывать при профессиональной ориентации. Однако обычно прогноз у гиперактивных детей благоприятный. По мере роста и взросления симптомы гиперактивности ослабевают.

См. также ВИТАМИНЫ.



Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Здоровье и медицина»

Как звали кардиохирурга, который выполнил первую в мире пересадку сердца от человека человеку?

Пройти тест

Большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста очень подвижны. Но не каждый непоседливый, активный малыш — гиперактивный ребёнок. Каковы признаки этого патологического состояния?

Общие критерии диагностики СДВГ.

1.Начало симптомов гиперкинетического состояния в возрасте младше 7 лет.
2.Признаки СДВГ наблюдаются не менее 6 месяцев.
3.Признаки СДВГ проявляются в нескольких (как минимум в двух) социальных сферах (дома, в гостях, в детском саду, в школе).

  • Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ) или гиперкинетический хронический мозговой синдром – это форма Минимально-Мозговой Дисфункции (ММД).
  • ММД – сборная группа патологических состояний нервной системы.

Окончательный диагноз ММД выставляет врач-невролог после полномасштабного обследования гиперактивного ребёнка.

Признаки ММД
/обязательные инструментальные исследования/

  • МРТ-диагностика (магнитно-резонансная томография) выполняется на аппарате, мощностью ≥1,5 Тесла.

— Выявляются признаки органических изменений различных структур головного мозга.

  • ПЭТ — позитронно-эмиссионная томография головного мозга.

— Выявляются признаки функциональной недостаточности работы нервных клеток в определённых участках головного мозга (в частности: в лобных долях, в стволовых структурах головного мозга и др.).

Причины развития ММД.

— Генетическая предрасположенность.

— Нарушение внутриутробного развития плода по неясным причинам.

— Патологическое протекание беременности — влияние стресса, алкоголя, курения, инфекций, вирусов на организм матери; токсикозы; угрозы прерывания беременности; резус-группа-конфликтные ситуации и т.п.

— Хроническая гипоксия плода (по причине нездоровья матери, из-за неполноценности плаценты и т.п.)

— Гипоксия плода во время родов, родовая травма.

  • ЭЭГ – электро-энцефалография головного мозга.

— Выявляются признаки ММД определённых участков мозга.

Степень выраженности ММД очень разнообразна. Встречаются лёгкие, труднодиагностируемые формы этой патологии. У детей раннего возраста чаще обнаруживаются неврологические нарушения. В старшем возрасте ведущее место занимают нарушения в поведении и трудности в обучении ребёнка.

Гиперактивный ребёнок. Признаки ММД у детей различных возрастных групп.

— Повышенная возбудимость (ребёнок вздрагивает при малейшем шуме), двигательное беспокойство.
— Нарушение сна (плохо засыпает, не просыпается к кормлению).
— Снижен аппетит (плохо сосёт грудь), нарушения в работе ЖКТ (поносы, запоры, срыгивания, рвота).
— Повышен мышечный тонус.
— Иногда наблюдается угнетение безусловных рефлексов, расстройство черепно-мозговой иннервации (непостоянное косоглазие, горизонтальный нистагм – дрожание, ритмичные быстрые колебания глазных яблок).
— Нарушения (задержка, опережение) темпа психомоторного развития.

— Высокая возбудимость и двигательное беспокойство.
— Нарушение аппетита, слабая прибавка веса.
— Дети плохо засыпают. Сон поверхностный. Часто просыпаются, при этом кричат.
— На втором году жизни – отстают в речевом развитии.
— К трём годам – выражена моторная неловкость. Дети плохо справляются с работой, связанной с тонкой моторикой (рисовать, собирать мозаику, завязывать шнурки, узелки и т.п.)
— Трудно развиваются навыки самообслуживания.
— Дети демонстрируют «гиперкинетическое» поведение: быстро устают (истощаются) от однообразного занятия, отвлекаются от игры.

Гиперактивность у детей – что это такое и как себя вести родителям

Не умеют ограничивать свои желания, упрямы.

  • Дошкольный возраст (от 3-х до 7-и лет).

— Остаётся выражена моторная неловкость – трудности в овладении рисованием, лепкой, письмом.
— Очевидно нарушение концентрации внимания (отвлекаемость) и восприятия нового материала.
— Трудности в формировании навыков интеллектуального развития, речи (требуется помощь логопеда).

  • Младший школьный возраст.

— Остаются трудности в освоении письма, чтения, счёта.
— Моторная неловкость сочетается с недостатком тонкой моторики пальцев, отсюда — плохой почерк.
— Иногда: нарушение речи – несвязная речь, плохое (медленное) чтение. Детям трудно формулировать длинные фразы, они не выговаривают (глотают) некоторые звуки.
— Не проявляют готовность к обучению в школе (ленивы, избегают занятий, не стремятся получать хорошие отметки).
— Характерные черты характера: наивность, непосредственность в поведении, слабо развиты волевые качества.
— Склонны к двигательной расторможенности. Быстро устают, работоспособность низкая.

  • Старший школьный возраст.

— В период возрастных кризов могут проявляться (усиливаться) психопатологические нарушения поведения, готовность к асоциальным поступкам.
— Характерно инфантильное поведение.
— Остаются трудности в обучении.

Все дети с ММД трудно привыкают к новым условиям быта. При любых изменениях привычного течения жизни у них возникают состояния дезадаптации, вплоть до невротических расстройств.

Гиперактивный ребёнок. Признаки, характерные для поведения ребёнка с ММД (СДВГ) по протоколу Ассоциации психиатров США.

/Любые 8 признаков из 14 могут служить поводом для подозрения у ребенка ММД/.

1. Ребёнок постоянно совершает какие-то движения (ёрзает на стуле, что-то перебирает руками, притопывает ногами, почёсывается и т.п.)

2. Не может выдержать спокойное поведение в необходимый промежуток времени (школьный урок, ожидание в очереди и т.п.).

3. Легко отвлекается от основного занятия на любой внешний раздражитель.

4. Быстро устаёт от монотонной работы (не может дождаться перемены, окончания игры и т.п.).

5. Импульсивен в поведении — начинает отвечать, не дослушав вопрос; поднимает руку (на уроке) не зная ответа; выкрикивает с места и т.п.

6. Испытывает трудности в выполнении образовательных заданий, не может усвоить (запомнить) алгоритм решения.

7. Не может длительно концентрировать внимание на одном действии (отвлекаемость).

8. Не завершив одного дела, переходит к другому.

9. Не может контролировать своё поведение во время игры — кричит, шумит, не соблюдает правила.

10. Навязчиво болтлив.

11. Не способен вести равноценный диалог – перебивает собеседника, «встревает» в чужой разговор.

12. Не обращает внимания («не слышит») на обращения к нему, игнорирует замечания, просьбы и т.п.

13. Забывчив, рассеян (часто теряет, забывает свои вещи).

14. Склонен к необдуманным, импульсивным, опасным для себя действиям — выбегает на проезжую часть, прыгает с высоты, влезает на высокие строения, хватает острые предметы и т.п.

После полного обследования ребёнка невролог поставил ему диагноз СДВГ? Игнорировать эту проблему нельзя.

Читайте так же: Гиперактивный ребёнок. Особенности воспитания.

Если вовремя провести верное, поэтапное, коррекционное лечение, то гиперактивный ребёнок (с признаками ММД) будет находиться в состоянии стойкой, длительной ремиссии, не будет отличаться от своих здоровых сверстников и сможет вырасти счастливым, реализованным человеком.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *