Афазия что это такое

Афазия — это полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением речевых центров коры головного мозга или их проводящих путей при сохранности функции речевых мышц (языка, губ, гортани). Афазия возникает при кровоизлияниях в мозг, тромбозе сосудов мозга, абсцессах, черепно-мозговых травмах и т. д. Афазия часто сопровождается расстройством чтения — алексией, письма — аграфией, счета — акалькулией. В зависимости от зоны поражения развиваются  различные  формы  афазии.

Моторная афазия характеризуется затруднением или невозможностью произносить слова при сохранении произношения отдельных звуков и понимания речи. При наиболее тяжелой моторной афазии речь полностью отсутствует. В этих случаях даже после восстановления речи у больного остаются затруднения в сложных высказываниях, при повторении серии слов (дом, лес, кот), фразы.

Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи (словесная глухота) при сохранении способности говорить. В легких случаях больной еще понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно привычные («откройте рот», «покажите язык»). В противоположность больным с моторной афазией эти больные бывают болтливы, но так как они не понимают и своих слов, они теряют контроль над своей речью, и она тоже нарушается, появляются замены букв, слогов и даже целых слов.

Семантическая (смысловая) афазия характеризуется нарушением понимания смысла фраз, которые связаны между собой предлогами, союзами и т. д. Больные хорошо говорят, понимают обращенную к ним речь, но не могут понять разницу в таких словосочетаниях как «брат отца» и «отец брата»; могут показать карандаш, ключ, но не понимают задания показать карандашом ключ или ключом карандаш. Семантическая афазия часто сочетается с амнестическими расстройствами  речи.

При амнестической афазии больные забывают названия предметов. Вместо того чтобы назвать ложку, карандаш, они описывают их качества и назначение: «это — чем едят», «это — чем пишут». Однако нередко достаточно произнести первый слог, чтобы больной вспомнил слово и произнес его, но через несколько минут он снова его забывает.

При тотальной афазии больной не говорит и не понимает речь. Чтение и письмо совершенно невозможны.

При всех формах афазии необходимо лечить основное заболевание и проводить длительные занятия с логопедом. Нужно помнить, что афазия не является психическим расстройством, и эти больные не подлежат лечению  у  психиатров.

Афазия (от греч. aphasia — утрата речи) — нарушение речи в связи с изменениями в пределах либо собственно второй сигнальной системы (И. П. Павлов), осуществляющей анализ и синтез слов, представляющих собой «сигналы сигналов», либо соотношений второй сигнальной системы с первой. Таким образом, из афазии исключаются дизартрии (см.) и те нарушения речи, которые зависят от глухоты (глухой не слышит речи, при афазии больной слышит ее, но не понимает ее смысла, не воспринимает слово как «сигнал сигналов»).

Во второй сигнальной системе, так же как и в первой, имеются афферентные и эфферентные части; слово не только произносится человеком для общения с себе подобными, но и воспринимается им. Поэтому можно говорить об экспрессивной речи, которая включает как устную, так и письменную речь (при последней написанное или напечатанное слово является таким же «сигналом сигналов», но осуществляется движениями кисти и воспринимается зрением), и импрессивной речи — понимание речи по слуху и чтение. Речевой процесс един, но он может быть нарушен в различных своих звеньях, в соответствии с чем афазические расстройства характеризуются большим многообразием.

Нарушенной может быть преимущественно экспрессивная (моторная афазия) или импрессивная речь (сенсорная афазия), устная речь (собственно афазия) или письменная (алексия — нарушение чтения, аграфия — нарушение письма).

Исследование афазических нарушений. Устная речь. Исследование повторной речи (буквы, слова, фразы), рядовой речи (числовой ряд, перечисление дней недели, месяцев и т. д.), называние показываемых предметов, разговорная речь (ответы на вопросы), рассказ. При исследовании необходимо обращать внимание на желание или нежелание говорить, на бедность речи или многоречивость (логорея). При амнестической афазии выпадают конкретные обозначения, названия предметов. При моторной афазии страдает главным образом грамматическая структура речи (падежи и склонения) — так называемый аграмматизм. Литеральная парафазия характеризуется перестановкой или заменой букв в слове, вербальная — заменой слов в предложении.

Письменная речь. Больному дают списывать, писать под диктовку, писать заученные ранее слова, названия показываемых предметов; писать ответы на задаваемые устно или письменно вопросы, рассказ на заданную тему, пересказ литературного произведения.

Понимание устной речи. Понимание смысла слов, фраз, показывание называемых предметов, понимание и выполнение простых и сложных (многозвеньевых) инструкций (необходимо исключить апраксию), понимание рассказа с простым содержанием и сложного в смысловом отношении. Весьма важно определить диффузность восприятия речи, для чего предназначаются фразы и инструкции с нелепым содержанием, с лишними словами, грамматическими и синтаксическими неправильностями и т. д.

Чтение. Отдельно исследуют чтение вслух и понимание прочитанного про себя, так как возможны случаи, когда эти функции нарушаются более или менее независимо друг от друга. Исследуют также музыкальную речь как экспрессивную, так и импрессивную (слуховую и зрительную). Нарушения музыкальной речи носят название амузий.

Синдромы афазии. В тех случаях, когда очаг поражения очень велик (инсульт, травма) и имеется начальная стадия поражения (диасхиз, иррадиация торможения), нарушение охватывает все стороны речевого процесса и возникает тотальная афазия. Тотальной афазия иногда остается и в дальнейшем, но во многих случаях речь в той или иной мере восстанавливается и выявляются синдромы, обнаруживающие диссоциацию речевых функций, что в более легких случаях может наблюдаться и в начальной фазе заболевания. Основные формы афазий, характеризующиеся диссоциированным нарушением речи, составляют моторная, сенсорная, проводниковая, амнестическая афазия, алексия.

Сенсорная афазия (афазия Вернике). Основной симптом — нарушение понимания устной и письменной речи. В тяжелых случаях больной относится к речи, как к любому шуму, не имеющему смыслового значения. В менее тяжелых в хаосе звуков он все же улавливает отдельные слова — наиболее обиходные, особенно свое имя. Экспрессивная речь также нарушена, но совершенно иначе, чем при моторной афазии. При последней больной говорит неохотно и мало, при сенсорной афазии он излишне многоречив (логорея), говорит плавно, без напряжения. Однако эта многоречивая продукция может быть столь богатой вербальными парафазиями и персеверациями, что речь становится совершенно непонятной. Больной не понимает прочитанное и устную речь, правильно улавливает в тексте только отдельные, самые привычные слова. В более редких случаях при «чистой» (субкортикальной, по Вернике) сенсорной афазии устная и письменная речь, а также понимание прочитанного (внутренняя речь) сохраняются, нарушается только понимание устной речи. Наблюдаются и такие случаи сенсорной афазии (транскортикальная сенсорная афазия, по Вернике), когда сохраняется повторение при нарушении понимания устной речи.

Проводниковая афазия характеризуется, по Вернике, парафазиями, нарушениями повторения, чтения и письма при сохранении понимания речи и списывания.

При амнестической афазии больной «забывает» названия предметов при хорошо сохраненной структуре предложений и отсутствии парафазий. Тем же «забыванием» обозначений характеризуется и письменная речь.

Алексия, как и аграфия, наблюдается в той или иной степени в большинстве случаев моторной и сенсорной афазии, но встречается иногда и изолированно, в виде «чистой словесной слепоты»: больной видит написанное слово, но не понимает его смысла.

Топикодиагностическое значение афазических синдромов. Характер афазических синдромов определяется местом поражения, характером патологического процесса, общим состоянием, особенно состоянием васкуляризации мозга, возрастом больных, их преморбидным состоянием, типом высшей нервной деятельности. При моторной афазии поражение всегда локализуется в зоне распределения передних ветвей левой (у правши) средней мозговой артерии, наиболее часто (хотя не всегда) с поражением извилины Брока.

Сенсорная афазия возникает при поражении левой (у правши) височной области. И в таких случаях нельзя говорить о какой-либо узкой локализации в пределах этой зоны, хотя все же поражение чаще всего обнаруживается в заднем отделе верхней височной извилины (задний отдел поля 22). Амнестическая афазия чаще наблюдается в тех случаях, когда очаг располагается в переходной височно-теменно-затылочной подобласти (поле 37), чистая алексия — при поражении угловой извилины (поле 39).

Течение и прогноз афазии зависят в основном от характера основного заболевания. Как временное явление афазия возникает в редких случаях в течение приступа мигрени или в связи с эпилептическим припадком. Прогноз при прочих равных условиях более благоприятен при сенсорной афазии, чем при моторной, и гораздо благоприятнее в молодом возрасте, чем в пожилом. Терапия должна быть направлена на лечение основного заболевания, большое значение имеют и специальные мероприятия — систематические упражнения в речи и письме.

Клиника афатических нарушений. Локализация поражения, Диф диагностика различных форм афазии.

Афазии — расстройства речи, обусловленные поражением корковых речевых зон (нижнелобная извилина или теменно-височно-затылочный отдел) в доминантном полушарии. Афазии — приобретенные в любом возрасте (у ребенка — после 3 лет) речевые расстройства. Они выражаются в полной или частичной утрате имевшейся собственной речи или понимания чужой речи.

У взрослых афазии возникают чаще вследствие нарушений кровообращения в центральной нервной системе, кровоизлияний (инсультов) в корковые речевые зоны. В детском возрасте афазии могут развиться после черепно-мозговых травм, приводящих к повреждению корковых речевых зон или кровоизлияниям в них. Иногда внутричерепные кровоизлияния у детей и взрослых могут быть связаны с неправильным строением мозговых сосудов, с болезнями крови, при которых нарушается свертываемость крови (например, гемофилия) или поражается сосудистая стенка. Кроме того, афазия может возникать после перенесенных воспалительных заболеваний мозга (энцефалитов). В этих случаях она часто сочетается с нарушениями интеллекта.

Таким образом, афазия может возникать самостоятельно как определенный очаговый симптом при мозговых заболеваниях; чаще всего она сочетается с другими нарушениями (параличами и парезами), а также интеллектуальными расстройствами.

Механизм афазии очень сложен. В его основе лежит распад речевого стереотипа. В результате этого больной утрачивает навыки произношения или возможность понимания чужой речи.

В зависимости от преобладания тех или других расстройств (навыков произношения или понимания обращенной речи) различают моторную (экспрессивную) и сенсорную (импрессивную) афазию. Моторная афазия развивается в результате поражения коры левого полушария в области третьей лобной извилины (центр Брока). При этом утрачивается навык произношения. Его утрата не связана с параличами мышц артикуляционного аппарата: движения речевых органов у больного сохранены, но он утратил навыки произвольных движений. Эта утрата навыков произвольных движений речевого аппарата при отсутствии параличей называется речевой апраксией.

Моторная афазия проявляется полной или частичной утратой собстевннойй речи. В тяжелых случаях сохраняются только отдельные восклицания и больной объясняется с помощью выразительной мимики и жестов; иногда остаются отдельные слова или звукосочетания. В более легких случаях сохраняются некоторые cлова, из которых больной строит простые предложения. Предложения эти очень однообразны. В них преобладают имена существительные и инфинитивные формы глаголов. Это своеобразный “телеграфный стиль” речи. Характерной особенностью моторной афазии является искажение слов в результате перестановки или пропуска отдельных звуков (букв). Такие нарушения называются литеральной парафазией (от латинского слова “литера” — буква). Слова могут искажаться и за счет замены одного слова другим, сходным по артикуляции, но различным по значению. Эти искажения слов называются вербальными парафазиями.

Следующей характерной особенностью устной речи больных моторной афазией являются нарушения грамматического строя речи (неправильные окончания вне зависимости от грамматических правил, пропуски предлогов и т.д.). Эти расстройства называются аграмматизмами. В меньшей степени при моторной афазии страдает повторение. Больной обычно говорит медленно, с большим трудом подбирая слова, неохотно и мало.

Больные моторной афазией более или менее хорошо понимают обращенную к ним обиходную речь. При необходимости понять более сложные грамматические конструкции они, как правило, испытывают затруднения (это же имеет место в письменной речи). Некоторые из них безошибочно пишут простые, привычные фразы. Во фразах более сложных грамматических конструкций встречаются характерные ошибки. Эти ошибки сходны с теми, которые наблюдаются в их устной речи. Здесь речь прежде всего идет об аграмматизмах, пропусках и перестановках букв в словах. Такое явление носит название литеральной параграфии. Отмечаются замены слов совершенно другими по смыслу. Это явление называется вербальной параграфией. Некоторые больные вообще не в состоянии читать. В случаях хотя бы частичной сохранности способности читать наблюдаются те же ошибки, которые больные допускают в устной и письменной речи (прежде всего перестановка букв в словах).

Афазия: симптомы и лечение

Такое явление называется парадексией. Чтение приобретает угадывающий характер. Нарушается понимание смысла прочитанного.

Встречаются особые формы моторной афазии, когда нарушена только устная речь (чистая мотооная афазия) при полной сохранности письменной речи. Кроме того, при моторной афазии могут быть нарушены произвольная речь и письмо, а повторение и списывание сохранны.

Процессы мышления при моторной афазии могут нарушаться по-разному. В одних случаях мышление нарушено незначительно, больной полностью осознает и переживает свои ошибки. В других случаях более отчетливо нарушаются абстрактные формы мышления. Снижается критическое отношение к своему состоянию. Выраженность нарушений мышления зависит как от тяжести самого болезненного процесса, вызвавшего афазию, так и от состояния интеллекта больного до болезни, его общего культурного и профессионального уровня.

Сенсорная афазия развивается при поражении в области верхней височной извилины левого полушария. При сенсорной афазий больной слышит, но не понимает обращенную к нему речь, при этой форме афазии поражается гностический центр речи (центр Вернике). Поэтому сенсорная афазия по своему механизму является речевой агнозией, при которой больной имеет нормальный слух, но не узнает звуков речи, не понимает смысла слов.

Главным проявлением сенсорной афазии служит полная или частичная утрата понимания обращенной речи. Элементарный слух остается сохранным. Однако больной воспринимает речевые звуки как нечленораздельные шумы. Различают акустико-гностическую и акустико-мнестическую формы сенсорной афазии.

Основу дефекта акустико-гностической афазии составляет нарушение слухового гнозиса. Больной не дифференцирует на слух сходные по звучанию фонемы (расстраивается фонематический анализ). В результате этого искажается и нарушается понимание смысла отдельных слов и предложений. Выраженность этих нарушений может быть различной. В наиболее тяжелых случаях обращенная речь вообще не воспринимается и кажется речью на иностранном языке. Эта форма возникает при поражении задней части верхней височной извилины левого полушария. Тесные связи между сенсорными и моторными центрами обусловливают некоторые нарушения при сенсорной афазии и моторной речи. Устная (моторная, экспрессивная) речь больных характеризуется нарушениями структуры слов, их смысловой значимости, повторениями отдельных слов. Наиболее характерной особенностью устной речи больных является наличие, как и при моторной афазии, парафазии, что приводит к нарушению, искажению, различным изменениям структуры слов и их понимания. Наряду с этим характерна повышенная речевая активность, иногда в виде неудержимого бессмысленного словарного потока (логорея).

Контроль над собственной речью нарушен. При сенсорной афазии всегда нарушаются чтение и письмо. В отдельных редких случаях больной может читать вслух, не понимая смысла прочитанного и не сознавая своих ошибок. Во время чтения и письма больной допускает пропуски букв, перестановки слов и слогов, грубые искажения смысла слов. Иногда наблюдается слитное написание двух слов (контаминации) при письме под диктовку.

В тяжелых случаях письмо распадается полностью; в более легких нарушается звуковой состав слов. Особенностью афазии в детском возрасте является частое сочетание моторных и сенсорных нарушений. Кроме того, у больных афазией детей наблюдаются более выраженные расстройства мышления и (иногда) поведения Однако у детей афазии наблюдаются относительно редко. Это связано с большими компенсаторными возможностями детского мозга.

При акустико-мнестической афазии поражается кора средних отделов левой височной области. Основу дефекта составляют нарушения памяти. Больной забывает название предметов. Поэтому основные нарушения речи выражаются в большом числе вербальных парафазии и затруднениях при необходимости назвать предметы.

Причем подсказка в виде произнесения первых слогов обычно не помогает. Понимание речи при этой форме афазии более сохранно. Не наблюдается также и грубого распада звуковой и смысловой структуры слов. Поэтому письмо остается более сохранным

Семантическая афазия обусловлена поражением височно-теменно-затылочной области левого полушария. Основной признак семантической афазии — затруднения при необходимости понимать сложные логико-грамматические конструкции. В наибольшей мере это относится к тем из них, которые выражают пространственные отношения. В связи с этим затруднено понимание инструкций типа: “Нарисуй круг над крестом”, “Нарисуй крест под кругом” и т.д. Кроме того, имеются затруднения в понимании грамматических структур, отражающих сравнительные (больше-меньше, старше —младше, выше —ниже и т.д.), а также временно-пространственные (перед, после и т. д.) отношения.

При семантической афазии отмечается также и забывание слов. Однако подсказка в виде произнесения первого звука или слога при этом варианте афазии помогает больным воспроизвести все слово.

Между сенсорным и моторным центрами речи существует тесная связь. Симптомы афазии, особенно в детском возрасте, в большинстве случаев носят смешанный, сенсомоторный характер. Кроме того, при сенсорной афазии всегда несколько искажается моторная речь, а при моторной афазии имеют место и некоторые сенсорные нарушения. Афазия получает название моторной или сенсорной в зависимости от преобладающего при этом нарушения.

Диагностика афазии представляет определенную сложность. Это прежде всего связано с клинической неоднородностью одних и тех же симптомов на разных этапах развития афазии.


Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 453;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Афазия – это нарушение сформированной речи, которое связано с органическими поражениями коры головного мозга (речевых ее отделов) в результате опухолей, травм, воспалений, инсультов, а также при психических заболеваниях.

Афазия затрагивает разные уровни организации речи и оказывает влияние на другие психические процессы, приводя к дезинтеграции психической сферы и нарушая коммуникативную функцию речи.

При афазии происходит нарушение:

  • речи и вербальной коммуникации;
  • других психических процессов;
  • личности.

Классификация и симптомы афазии

Существуют различные классификации форм афазии.

В классификации А.Р. Лурии выделяются следующие формы афазии:

  • афферентная моторная афазия – связана с поражением нижних теменных отделов, задних отделов двигательного анализатора;
  • эфферентная моторная афазия – связана с поражением заднелобных участков коры — зоны Брока);
  • динамическая афазия – связана с поражением отделов мозга, которые располагаются спереди от зоны Брока и речевой зоны Пенфилда;
  • сенсорная афазия — связана с поражением зоны Вернике верхней височной извилины;
  • семантическая афазия связана с поражением теменно-височно-затылочной зоны мозга;
  • акустико-гностическая сенсорная афазия связана с поражением средней височной извилины.

Самым тяжелым речевым расстройством является афферентнаямоторная афазия. Больной афазией данной формы не может по заданию совершать движения губами, языком, другими артикуляционными органами (оральная апраксия). Но непроизвольно эти движения могут выполняться. Оральная апраксия составляет основу артикуляционной апраксии, которая непосредственно связана с произношением звуков.

Артикуляционная апраксия проявляется:

  • отсутствием артикулирования речи;
  • искажением воспроизведения артикуляционных поз;
  • поисками артикуляции.

Также при данной форме афазии нарушены и другие стороны речевой функции.

Эфферентная моторная афазияпроявляется разорванной речью, которая сочетается с застреванием на фрагментах высказывания. Данные недостатки произносительной стороны речи ведут к системным расстройствам письма, чтения, понимания речи (частично). Больные афазией в этом случае с легкостью произносят звуки, но затрудняются в произношении слов и предложений.

При динамической афазииречевой дефект проявляется в виде речевой инактивности и аспонтанности. Трудности в произношении не значимы. Речь больных афазией динамической формы бедна, с преобладанием односложных ответов, нарушается речевое программирование или наблюдаются расстройство грамматического структурирования.

Основным симптомом семантической афазии являетсяимрессивный аграмматизм – неспособность к пониманию сложных логико-грамматических речевых оборотов.

Сенсорная акустико-гностическая афазия выражается грубым расстройством фонематического слуха, то есть происходит нарушение понимания устной речи. На начальных этапах развития афазии больной воспринимает речь другого человека как некий поток звуков. При менее выраженном расстройстве или на более позднем этапе болезни присутствует частичное понимание речи, точное восприятие подменяется догадками. Для больного разные слова могут звучать одинаково, либо одно и то же слово он по-разному воспринимает.

Виды афазий в неврологии

В результате происходит расстройство самоконтроля речи, возникает компенсаторное многословие. Наиболее сохранной речевой функцией остается чтение.

Сенсорная акустико-мнестическая афазия проявляется в сфере мнестической слуховой деятельности. У больного утрачивается способность к сохранению в памяти информации, воспринятой на слух. Также наблюдается уменьшение объема запоминания. Все это вызывает трудности в понимании развернутых текстов, в которых задействована слухоречевая память. Симптом афазии в собственной речи проявляется словарным дефицитом.

В классификации Вернике-Лихтгейма выделяются следующие формы афазий:

  • корковая моторная афазия Брока (близка к моторной афазии Лурии);
  • субкортикальная моторная афазия (близка к афферентной моторной афазии);
  • транскортикальная моторная афазия (близка к динамической афазии);
  • корковая сенсорная афазия Вернике (акустико-гностическая сенсорная);
  • субкортикальная сенсорная афазия – характеризуется грубым нарушением узнавания звуков речи, полным непониманием речи при сохранненном слухе на неречевые раздражители.
  • транскортикальная сенсорная афазия (акустико-мнестическая сенсорная афазия).

Состояние афазии, как правило, сопровождается нарушениями функций, связанных с речью – чтения, письма. При любой форме заболевания не наблюдается нарушения лишь звуков речи, либо только слов или фраз. Не встречаются также и изолированные нарушения лишь устной или письменной речи.

Данное расстройство функции речи является системным. Но при одной форме на первое место выходит нарушение звуков, а нарушения в словах, фразах, чтении, письме являются следствием первичного дефекта; а при другой — страдают слова, а другие расстройства уже вытекают из данного нарушения.

Лечение афазии

В отдельных случаях полное восстановление речи при афазии происходит самостоятельно, без лечения. Обычно это происходит после недлительного нарушения притока крови к головному мозгу (микроинсульта или транзиторной ишемической атаки). Речевая функция в таких ситуациях восстанавливается через несколько часов (дней).

Но чаще всего на восстановление речи при афазии уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. После мозговой травмы речевые функции восстанавливаются спонтанно, но не в полном объеме через несколько недель или месяцев. При этом отдельные симптомы афазии продолжают сохраняться. В таких ситуациях для полного восстановления функции речи действенный эффект оказывают различные логопедические методики.

На восстановление функции речи, как правило, уходит около двух лет. Эффективность восстановительного процесса напрямую зависит от того, когда было начато лечение, а также от причины повреждения коры мозга, локализации поврежденной области мозга, возраста пациента, тяжести повреждения и общего состояния больного.

Большую роль в лечении афазии играет участие членов семьи больного. Близкие люди пациента с афазией должны стараться:

  • строить свою речь как можно проще. Лучше, если это будут короткие предложения;
  • сохранять обычный стиль общения (не превращая разговор с больным афазией в детскую речь);
  • повторять ключевые слова фраз, если есть необходимость в этом;
  • стимулировать больного к принятию участия в беседе;
  • поправлять больного афазией как можно меньше;
  • не торопить больного что-либо сказать и давать ему нужное количество времени на построение и последующее выговаривание фраз;
  • поддерживать любые виды коммуникации с больным (язык жестов, речь).

В лечении афазии в настоящее время также используются специальные компьютерные программы, направленные на повышение речевых способностей больного афазией, быстрое восстановление отдельных элементов речевой функции.

Существуют также специальные компьютерные упражнения, направленные на тренировку понимания фонем.

Что это такое афазия?

Человеку природой дана уникальная возможность говорить, думать посредством слов и образов. Еще в XIX веке, не без помощи, самого авторитетного отечественного нейрофизиолога И.П. Павлова и его учеников, было установлено, что речь – одна из основных функций коры головного мозга. Тогда же была дана характеристика некоторым из основных форм афазии.

В то же самое время француз Поль Брока и немец Карл Вернике впервые описали расстройства речевой функции, которые объединили названием афазия, уточнив, что это такое.

И слово нам даровано природой…

Речь – уникальная особенность человеческого рода, отличающая нас от животных. Возможность пользоваться словом и письмом, запрограммирована у нас генетически, однако умение выражать мысли формируется благодаря воспитанию, активно развиваясь при дальнейшей жизнедеятельности. Интересно, что речевая функция представлена в коре головного мозга только в доминантном, полушарии. Причины этого неизвестны. Так как большинство людей – правши, то словесная функция и доминирующая рука контролируются левым полушарием. К слову, у доброй половины левшей умение говорить тоже контролируется левым полушарием.

Выделены две основные речевые зоны:

  • Зона Брока лобной доли, при поражении которой вследствие различных причин, развивается эфферентная моторная афазия.
  • Зона Вернике височной доли, обеспечивающая способность воспринимать обращенные слова.

На самом деле, если смотреть вглубь, формирование речи зависит от слаженной работы всех уровней нервной системы. Физиологическая иерархия, обеспечивающая работу мышц артикуляционного аппарата, включает:

  • Корковые речевые зоны, проекции слухового зрительного анализаторов;
  • Подкорковые узлы;
  • Мозжечок;
  • Ядра черепных нервов.

Причины афазии

Несложно теперь догадаться, что дезорганизация функционирования одного из звеньев, приводит к речевым расстройствам. Причинами, как правило, служат органические повреждения мозга вследствие:

  • Нарушений мозгового кровообращения;
  • Черепно-мозговых травм;
  • Опухолей мозга;
  • Дегенеративных процессов (наследственных, возрастных, токсических) с разрушением большого количества нейронов коры головного мозга.

Классификация, диагностика, характеристика основных форм афазии базируется на таких признаках, как беглость словесного потока, способность понимать разговор собеседника, умение воспроизвести предложенную информацию.

Моторные афатические расстройства

Самый распространенный вид – афазия Брока (она же эфферентная моторная афазия). Развивается она из-за поражения задне-нижних отделов лобной части в остром периоде инсульта. Для нее свойственно нарушение беглой речевой продукции или даже полное ее отсутствие. Обычно больной не может повторить предложенную контрольную фразу. При данной форме потери речи утрачиваются способности читать и писать, называемые соответственно алексией и аграфией. Пациенты в полной мере понимают чужой разговор, за исключением вычурных конструкций. Может сопровождаться только нарушениями грамматической структуры предложений: потерей союзов предлогов, замещением одного звука другим. Возможна неправильная расстановка ударений.

Транскортикальная моторная афазия отличается снижением беглости речи, односложностью высказываний, большим количеством грамматических ошибок. Обращенные слова больной воспринимает хорошо, повторяет все сказанное собеседником вплоть до патологических проявлений: часто наблюдается эхолалия – пациент, как попугай, воспроизводит все услышанное. Также бывают своеобразные «застревания» на одной фразе.

Существует еще афферентная моторная афазия. Чем она отличается от эфферентной? Вкратце эту разновидность можно охарактеризовать, как утрату способности распознавать близкие по произношению звуки. Грамматических ошибок нет.

Сенсорные афатические расстройства

Данные речевые расстройства отличаются нарушением восприятия чужой речи.

Афазия Вернике – результат разрушения задних отделов верхней лобной извилины. Из-за утраты человеком способности воспринимать сказанную ему информацию, собственная речевая продукция становится непонятной для собеседника. В разговоре могут присутствовать слова, смысл которых больному не ясен.

Транскортикальная сенсорная афазия развивается на стыке теменной, височной, затылочной долей, также характеризуется нарушенным восприятием речи. Суть здесь в непонимании смысловых грамматических конструкций. Например, обследуемый не видит разницу понятий «сестра матери» и «мать сестры».

При обширном поражении головного мозга возможна глобальная форма потери речи – сенсомоторная или тотальная. Пациент утрачивает способность и говорить, и воспринимать чужую речь.

Амнестическая афазия – что это такое?

Возможно ли восстановить утраченную речь: афазия

Вкратце характеристика одной из основных форм афазии выглядит сдвигом, при котором человек забывает понятия, не способен называть предметы. Вместо этого, дает им характеристики, объясняя их функцию: «то чем пишут», «этим едят», подразумевая ручку и вилку.

От корковых нарушений следует отличать дизартрию – нарушение артикуляции из-за расстройства координированной работы мышц голосообразующего аппарата. Бывает подобное состояние на фоне поражения продолговатого мозга, где берут свое начало нейроны черепных нервов, обеспечивающих функции указанных мышц. Речь у больного становиться смазанной, а голос гнусавым. Одновременно может быть нарушена способность проглатывать пищу.

Как выявить афатические нарушения?

Для постановки соответствующего диагноза совершенно не требуется дорогая сверхточная аппаратура. С этой функцией отлично справляется опытный логопед или нейропсихолог, знающие, как выглядит характеристика основных форм афазии. Почему нужен специалист? Существует уровень речевых расстройств, который выявить под силу только врачу. Предложены также многочисленные опросники для выявления речевой дисфункции и оценки эффективности коррекционной терапии. Кроме того, будут присутствовать другие симптомы поражения мозга.

Эфферентная или моторная афазия диагностируется в ходе обычной беседы пациента с врачом.

Подходы к оценке признаков расстройств письма заключаются в анализе текстов, написанных рукой обследуемого, на предмет орфографических, грамматических ошибок и визуальной оценке почерка. Параллельно проверяют умение читать.

Другие возможные симптомы мозговых поражений:

  • Утрата активных, целенаправленных движений вплоть до паралича;
  • Неправильная координация движений;
  • Психические отклонения;
  • Расстройства чувствительности.

Принципы терапии

Эфферентная или моторная афазия адекватно лечится только при условии систематизированного подхода. Во главе методик всегда стоят знания, умения, опыт профессиональных логопедов. Выглядит это следующим образом:

  1. Характеристика основных форм афазии определяет нюансы работы логопеда с такими пациентами.
  2. Максимально раннее начало лечения. Занятия начинаются, как только больной становится способным к общению со специалистом.
  3. Если пациент способен понимать окружающих ему надо рассказать откуда берет начало афазия, ее признаки и что это такое.
  4. Обстановка должна быть дружелюбная, эмоционально благоприятная.
  5. Занятия должны быть регулярными, 3 – 5 раз в день, продолжительностью примерно 15 – 20 минут, иначе человек может попросту устать, от чего эффективность лечения значительно снизится.
  6. Постепенно надо наращивать сложность подаваемого материала, контролировать успехи, уменьшение симптомов болезни, всячески подбадривать больного, чтобы не дать ему утратить веру в себя.
  7. Обязательно участие близких родственников, их четкое понимание, что это такое афазия.
  8. Полезно смотреть телепередачи, случать радио, аудиокниги.

Медикаментозное лечение тоже необходимо, хотя находится на втором плане. Обычно применяются ноотропы. Классическими представителями этой группы являются известные пирацетам, энцефабол, прамирацетам. Дозировки, регламентируются лечащим врачом. Не допускается самостоятельное лечение. Основной функцией этих лекарственных средств можно назвать улучшение обмена веществ, профилактику кислородного голодания мозга. На помощь им приходят средства, улучшающие кровообращение и проведение импульсов по цепочке нервных клеток.

Видео по теме

Слово афазия

Слово афазия английскими буквами(транслитом) — afaziya

Слово афазия состоит из 6 букв: а а з и ф я


Значения слова афазия. Что такое афазия?

Афазия

Афазия I Афази́я (aphasia; греч отрицательная приставка а- + phasis речь) полная или частичная утрата понимания речи окружающих или (и) способности пользоваться собственной речью при сохранности слуха и функции артикуляционного аппарата.

Медицинская эциклопедия

АФАЗИЯ -расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли. Общение между людьми состоит в произношении (экспрес-сивная речь) и восприятии (импрессивная речь) слов.

Справочник невропатолога и психиатра

АФАЗИЯ, любые моторные или сенсорные нарушения речи, обусловленные очаговыми поражениями головного мозга (например, в результате тромбоза мозговых сосудов или кровоизлияния в мозг).

Энциклопедия Кругосвет

Афазия Вернике

Афазия Вернике (сенсорная, акустико-гностическая, рецептивная, беглая афазия, глухота на слова) — афазия (нарушение речи) при поражении корковой части слухового анализатора, зоны Вернике.

ru.wikipedia.org

АФАЗИЯ ВЕРНИКЕ Форма афазии, предположительно, возникающая в результате повреждений зоны Вернике. Обычно у пациента с таким диагнозом артикуляция не нарушена, он говорит нормально, даже бегло, но его речь бывает "пустой", не согласованной…

Оксфордский словарь по психологии. — 2002

Сенсорная афазия – нарушение понимания речи при нормальном слухе (словесная глухота) и сохранении способности говорить. В легких случаях больной понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно привычные («откройте рот», «покажите язык»)…

Бородулин В.И., Ланцман М.Н. Справочник: Болезни. Синдромы. Симптомы. — 2009

Афазия моторная

Афазия моторная — невнятная речь, вызванная центральным нарушением звукопроизношения (анартрией). Типичными, кроме того, являются телеграфный стиль речи (фразы, состоящие из 2 — 3 слов, обычно составленные из глаголов и имён существительных)…

vocabulary.ru

Афазия моторная — невнятная речь, связана с центральным нарушением звукопроизношения. Типичными, кроме того, являются телеграфный стиль речи (фразы из 2 — 3 слов, составленные из глаголов и имён существительных)…

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

АФАЗИЯ МОТОРНАЯ Форма афазии, характеризующаяся частичной или полной потерей способности продуцировать внятную речь. Часто моторной афазией называется определенный вид афазии Брока.

Оксфордский словарь по психологии. — 2002

Афазия тотальная

Афазия тотальная Этим термином обозначают обычно сочетания моторной и сенсорной афазии – больной не понимает обращенной к нему речи и сам в то же время оказывается неспособен к активному произнесению слов и фраз.

Неврология. Полный толковый словарь. — 2010

Афазия тотальная (a. totalis) сочетание моторной и сенсорной А. с утратой речи во всех ее проявлениях; наблюдается при острых нарушениях мозгового кровообращения.

Большой медицинский словарь. — 2000

Афазия амнестическая

Афазия амнестическая (а греч. mnesis — воспоминание) — утрата способности вспоминать нужные слова, особенно названия известных пациенту предметов. Понимание назначения таких предметов не нарушается; не находя нужного слова, пациент жестами…

vocabulary.ru

Афазия амнестическая — (а + греч.

Афазия после инсульта: виды, лечение, упражнения

mnesis — воспоминание) — утрата способности вспоминать нужные слова, особенно при назывании предметов. Понимание назначения предметов не нарушается; не находя нужного слова…

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

Афазия амнестическая (a. amnestica; син. А. номинативная) А., проявляющаяся нарушением способности называть предметы при сохраненной возможности их охарактеризовать; при подсказывании начального слога или буквы больной вспоминает нужное слово.

Большой медицинский словарь. — 2000

Афазия семантическая

Афазия семантическая — (греч. semanticos — обозначающий) — утрата способности понимать значение грамматически сложных фраз при восприятии устной и письменной речи.

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

Афазия семантическая (греч. semanticos — обозначающий) — утрата способности понимать значение грамматически сложных фраз при восприятии устной и письменной речи.

vocabulary.ru

Афазия семантическая Возникает при расстройстве функции коры нижней теменной дольки (поля 39 и 40 по Бродманну) доминантного полушария. Проявляется трудностями понимания сколько-нибудь сложных по построению фраз, сравнений…

Неврология. Полный толковый словарь. — 2010

Афазия транскортикальная

Афазия транскортикальная (Lichtheim, 1885) — расстройство речи, ныне рассматриваемое как относительно лёгкий вариант моторной и сенсорной афазии. В такой интерпретации данное расстройство может быть представлено в виде…

vocabulary.ru

Афазия транскортикальная — (Lichtheim, 1885) — расстройство речи, ныне понимаемое как относительно лёгкий вариант моторной и сенсорной афазии. В такой интерпретации может быть представлена в виде моторного (с корковым нарушением артикуляции)…

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

Динамическая афазия

Динамическая афазия — нарушение регулирующей функции речи, то есть больной не может построить внутренний план высказывания, и реализовать его во внешней речи, т.е. произнести фразу или длинный текст.

ru.wikipedia.org

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ Между синдромами умеренной эфферентной моторной и динамической афазий много сходного и часто бывает трудно провести четкую границу.

Нейропсихологические синдромы

Амнестическая афазия

АМНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ Затруднения в назывании предметов — единственный центральный симптом. Механизм этого нарушения лежит не в сфере сенсорных или моторных нарушений и не в сфере нарушения оптической памяти.

Нейропсихологические синдромы

Амнестическая афазия — афазия, проявляющаяся нарушением способности называть предметы при сохранности возможности их охарактеризовывать и правильно оценивать.

glossary.ru

Афазия, Дисфазия (aphasia, dysphasia)

АФАЗИЯ (APHASIA), ДИСФАЗИЯ (dysphasia) — нарушение речи, при котором человек или совершенно не может говорить, или у него нарушается содержание речи и ее понимание (хотя это и не связано с нарушением артикуляции: см. Дислалия).

vocabulary.ru

Афазия, Дисфазия (aphasia, dysphasia) Афазия (Aphasia), Дисфазия (Dysphasia) — нарушение речи, при котором человек или совершенно не может говорить, или у него нарушается содержание речи и ее понимание…

Медицинские термины от А до Я

Афазия (Aphasia), Дисфазия (Dysphasia) нарушение речи, при котором человек или совершенно не может говорить, или у него нарушается содержание речи и ее понимание (хотя это и не связано с нарушением артикуляции: см. Дислалия).

Медицинские термины. — 2000

Русский язык

Афа́зи́я, -и.

Орфографический словарь. — 2004


Картинки из презентации «Детская Афазия» к уроку на тему «Без темы»

Автор: Gulnara. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока , скачайте бесплатно презентацию «Детская Афазия.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 508 КБ.

Детская Афазия

другие презентации на тему «Детская Афазия»

«Конкурс по математике» — Разминка. Приветствие команд. Команда « Плюс» Команда « Минус» 9-2= 8+2= 4+5= 10-1= 2+6= 7-5= 7-3= 10-4= 9-5= 9+0= 8-5= 2+6= 4+4= 6-2= 3+7= 9-7= 3+4= 8+2=. Команда «Плюс» 7 2 1 2 4 6 10 2 = 2 Команда «Минус» 8 1 5 3 6 3 10 2 = 2. Конкурс капитанов. КВН по математике. Устный счет. Команда «Плюс» Команда «Минус».

«Первая революция в России» — Рабочие. Форма правления. Требования политических свобод. Последствия Русско-японской войны. Итоги революции. Портреты царя. Альтернативные пути развития России. Подвести учащихся к пониманию причин, характера, последствий первой российской революции. Кровавое воскресение. Колонны рабочих. Ход революции.

Афазия — что это такое? Афазия: формы, виды, лечение

«Основы менеджмента» — Концептуальные навыки. Информационные роли. Уровни управления. Классификация организаций. Роли, связанные с принятием решений. Положение о подразделении. Рекомендуемая литература. Основы менеджмента. Заработная плата. Предметом изучения науки управления являются отношения между людьми. Ситуация — это конкретный набор внутренних и внешних факторов.

«Локомотив Москва» — Локомотив: 1945 — 1950 годы. Потом работал тренером, был на организационной работе. Особенно хорошо играл бек Андреев и правый хавбек Максимов. В чем причины неудач популярного в прошлом футбольного клуба? Сейчас иное.». Первое название клуба? "Локомотив" по-прежнему нападает, но темп значительно падает.

«Государственная символика РФ» — Герб. Одна ты на свете! Литература к уроку О.В. Казакова. Нам силу даёт наша верность Отчизне. Мы гордимся тобой! Гимн. Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля! Государственная символика России. Славься, страна! Флаг. Так было, так есть и так будет всегда! Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена!

«Брачный договор» — Старшие члены. Брачный договор (контракт).

Появление брачного договора. Брачный договор может быть изменен или прекращен супругами. Выводы. Приятие брачного договора в российском обществе. Брачный договор и его актуальность в XXI веке. Неблагоприятное положение. Для чего нужен брачный договор. Условия брачного контракта.

Без темы

23692 презентации

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *